Метод Щедровицкого

Саша  был  человеком  поверхностным.  Он  любил  читать,  но  редкую  книгу  дочитывал  до  конца.  Обычно  на  его  столе  лежало  несколько  книг,  которые  он  читал  одновременно.  Книги  образовывали  приятную  для  глаза  стопку,  а  корешки  свидетельствовали  о  широте  кругозора  человека,  стопку  эту  соорудившего.  Непосвященный  наблюдатель  мог  решить,  что  Саша  чередует  их  в  определенном  порядке,  то  ли  меняя  предмет  своего  интереса,  то  ли  дополняя  знания  о  нем  информацией  из  разных  источников,  то  ли  еще  как-то.  На  самом  же  деле  Саша  чаще  всего  перекладывал  в  основание  стопки  верхнюю  книгу,  когда  она    припадала  пылью.

Саша  уже  давно  убедился,  что  поверхностность  -  качество,  присущее  очень  многим  людям.  Поэтому  в  разговорах  -  как  правило,  вертевшихся  у  самой  поверхности  любых  тем  и  не  достигавших  никаких  глубин  знания  или  понимания  -  было  совершенно  безопасно  упоминать  названия,  имена  или  цитаты  из  недочитанных  книг.  Собеседники  прекрасно  понимали  друг  друга  и  предусмотрительно  избегали  всякого  углубления  в  затронутую  тему:  главное  -  обозначить  свою  осведомленность  о  существовании  вопроса,  а  не  о  его  существе.

Встречая  человека  иного  склада  -  вдумчивого,  по-настоящему  начитанного  или  даже  образованного,  Саша  ощущал  неловкость  и  страх.  Боялся  он  разоблачения  своего  невежества,  а  еще  больше  -  разочарования,  которое  мог  бы  испытать  такой  вот  глубокий  человек.  Саша  хотел  нравится  людям,  пусть  даже  совершенно  посторонним.  Поэтому  за  годы  поверхностного  скольжения  по  различным  предметам  -  даже  тем,  которые  составляли  Сашину  профессию,  -  он  научился  ловко  избегать  как  разоблачения,  так  и  разочарования.  Часто  ему  в  этом  помогала  способность  рассуждать  о  едва  знакомых  темах  под  неожиданным  углом  зрения.  Озадаченный  собеседник  приходил  к  выводу  о  Сашиной  неординарности,  а  Саша  оказывался  на  совершенно  безопасной  территории,  где  даже  глубокий  человек  от  неожиданности  и  растерянности  бывал  Сашей  в  конце  концов  очарован.  В  такой  ситуации  было  важно  поскорее  уйти  от  продолжения  разговора,  еще  до  того,  как  собеседник,  пораженный  нетривиальностью  Сашиного  взгляда  на  предмет,  понимал,  что  нетривиальность  эта  объяснялась  только  одним:  неприменимостью  этого  самого  взгляда  к  этому  самому  предмету.

Однако  бывало  и  так,  что  Сашино  искусство  встречалось  с  достойным  соперником,  и  тогда  от  позора  и  осмеяния  Сашу  спасала  только  тактичность  собеседника  или  его  равнодушие.  Саша  из  таких  ситуаций  делал  только  один  вывод:  судьба  к  нему  в  целом  очень  благосклонна.  Иначе  как  можно  было  бы  объяснить  случай,  который  сам  Саша  про  себя  окрестил  "метод  Щедровицкого"?

Однажды  в  небольшой  компании  обычных  Сашиных  поверхностных  собеседников  оказался  человек,  хорошо  осведомленный  о  невообразимом  количестве  тем  и  предметов.  Разговор  -  легкий,  остроумный  и  изящный  -  порхал  от  темы  к  теме,  от  вопроса  к  вопросу,  и  всякий  раз  именно  этот  осведомленный  человек  одним  точным  и  коротким  замечанием  заставлял  болтунов  сменить  тему,  и  они  ее  тут  же  меняли  -  во  избежание  разоблачения.

В  какой-то  момент  речь  зашла  о  Моисее  и  Ветхом  завете,  и  Саша  привычно  щегольнул  цитатами  из  предисловия  к  многотомному  труду  по  библеистике.  Осведомленный  взглянул  на  Сашу  -  коротко,  остро,  оценивающе  -  и  поинтересовался  его  мнением  о  трудах  Щедровицкого.  Саша  закатил  глаза  и  парировал  этот  бестактный  вопрос:

-  О,  это  же  моя  мечта  -  почитать  его  работы  по  библеистике!  Но  вы  же  знаете,  они  так  мало  издавались,  я  пока  еще  не  нашел.  А  у  вас  нет  его  книг?

Книги  оказались,  причем  оказались  прямо  под  рукой  -  в  портфеле  осведомленного,  откуда  он  и  извлек  синюю  потрепанную  книжицу  и  передал  Саше.  Саша  благодарно  просиял.

Дома  Саша  поступил  так,  как  поступал  всегда  в  таких  случаях:  он  пролистал  книгу,  прочитал  аннотацию,  предисловие  и  наугад  несколько  абзацев  из  разных  мест,  чтобы  составить  представление  о  стиле  и  языке  автора.  Теперь  эту  книгу  следовало  подержать  некоторое  время  в  стопке  на  столе,  вместе  с  прочими  недочитанными  книгами;  как  только  она  припадет  пылью,  ее  можно  будет  вернуть  осведомленному,  так  как  толщина  книги  не  предполагала  ее  многократное  перемещение  в  основание  стопки.

Однако  осведомленный  не  удовлетворился  возвращением  книги  и  Сашиной  благодарностью;  ему  хотелось  поговорить  о  книге  и  Сашиных  впечатлениях.  Саша  сразу  же  нащупал  безопасную  для  себя  почву  и  сообщил  осведомленному:

-  Мне  весьма  импонирует  метод  Щедровицкого,  если  хотите,  его  стиль  и  подход.

-  Чем  же  вам  его  метод  импонирует  и  в  чем  он  состоит?  -  сверкнул  голодным  глазом  осведомленный.

-  Понимаете  ли,  -  Саша  сделал  лицо  одновременно  задумчивым  и  отсутствующим,  как  будто  перед  его  мысленным  взором  проходили  сейчас  страницы  книги,  -  Щедровицкий  -  ученый  и  человек  верующий,  церковный.  Для  него  Библия  -  априори  священный  текст,  ему  -  в  силу  его  веры  -  нет  необходимости  что-либо  доказывать  самому  себе  об  этом  тексте.  В  то  же  время  Библия  является  предметом  исследований  для  него,  то  есть  предметом,  о  котором  ему  приходится  рассуждать  не  столько  с  позиций  веры,  сколько  с  позиций  логики,  то  есть  ему  -  верующему  -  приходится  искать  доказательств  и  аргументов.  И  Щедровицкий  сумел  объединить  свое  отношение  к  Библии  с  научным  подходом:  он  анализирует  текст,  например,  Книги  Бытия,  как  ученый,  но  при  этом  его  рассуждения  полны...  -  Саша  знал,  чем  он  собирался  наполнить  рассуждения  Щедровицкого,  но  предпочел  это  слово  несколько  секунд  поискать.  -  Они  полны  благоговения.  Да,  в  этом  суть  метода  Щедровицкого:  он  анализирует  текст  Ветхого  Завета  с  благоговением,  которое,  однако,  не  подменяет  строго  научного  анализа,  поиска  достоверной  аргументации,  убедительных  доказательств  и  исторических  свидетельств...

Тут  Cаша  замолчал,  как  бы  на  полуслове  оборвав  свою  речь,  и  изобразил  легкую  взволнованность.  Сейчас  предстояло  осуществить  трюк,  который  должен  был  окончательно  очаровать  осведомленного.  И  Саша,  запинаясь,  произнес:

-  А  вы  не  могли  бы  дать  мне  эту  книгу  еще  на  недельку?  Я  бы  хотел  ее  перечитать.

Дома  Саша  еще  раз  пролистал  книгу,  все  еще  наслаждаясь  произведенным  эффектом.  На  глаза  ему  попалось  слово,  которое  он  сегодня  уже  произносил  несколько  раз  -  "благоговение".  И  Саша  пробежал  глазами  весь  абзац,  где  ему  встретилось  это  слово,  с  самого  начала:

"Если  Библия  -  это  творение  одних  только  людей,  пусть  даже  непревзойденных  поэтов  и  мудрецов,  то  к  ней  у  нас  должен  быть  один  подход;  если  же  Библия  передает  нам  слова  самого  Бога,  творца  Вселенной  и  Создателя  каждого  из  нас,  то  и  подход  к  ее  изучению  должен  быть  совсем  другим.  И  вот  слово,  которое  наиболее  точно  отражает  самую  суть  этого  другого  подхода:  благоговение!"

Саша  широко  улыбнулся:  "Нет,  все-таки  судьба  ко  мне  благосклонна!  По-настоящему  благосклонна!"  -  и  книга  отправилась  на  свое  место  в  стопке  на  Сашином  столе.

Книгу  осведомленному  Саша  передал  через  общего  знакомого.  На  всякий  случай  -  ведь  даже  с  благосклонной  судьбой  надо  обращаться  осторожно  и...  -  Саша  поискал  и  быстро  нашел  правильное  слово  -  "с  благоговением".

адреса: https://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=501697
Рубрика: Лирика
дата надходження 28.05.2014
автор: Максим Тарасівський