День тот был, как намокшее письмо

День  тот  был,  как  намокшее  письмо,  он  расползался  на  клочки,  буквы  расплывались,  я  пытался  собрать  и  склеить  эти  клочья,  осторожно,  на  свет,  разбирая  тающие  строки,  но  лист  распадался  у  меня  в  руках,  и  то,  что  вот  уже  казалось  таким,  что  может  быть  прочитано  и  не  будет  лишено  смысла,  вновь  превращалось  в  моих  пальцах  в  месиво  раскисших  волокон,  строчек  и  потеков.  Я  складывал  лиловеющие  клочки  и  так,  и  эдак,  и  смысл  полупрозрачного  письма  менялся,  но  ускользал  всякий  раз,  как  только  мне  казалось,  что  я,  наконец,  разобрал  написанное,  и  оттого  занятие  это  было,  по-видимому,  делом  пустым,  но  бросить  его  не  было  никакой  возможности…

Мы  шли  по  улицам,  которые  все  были  мне  хорошо  знакомы,  но  никак  не  могли  оказаться  ни  здесь,  ни  где-либо  еще,  ни  вместе,  ни  порознь.  Все  эти  улицы  я  знал  слишком  хорошо,  чтобы  не  узнать  их  по  первым  же  булыжникам  неровной  мостовой.  Это  был  Киев,  и  улицы  это  были  киевские,  не  было  в  том  ни  малейших  сомнений,  как  не  бывает  сомнений  в  том,  что  эта  улица  харьковская  или  эта  -  николаевская,  когда  ты  идешь  по  Харькову  или  Николаеву,  идешь  и  не  задумываешься,  что  «это  –  Харьков»  или  «это  –  Николаев».    Я  знал  наверняка,  что  это  Киев,  так  же  твердо,  как  и  то,  что  этих  киевских  улиц  в  Киеве  не  найти.

Ах,  какие  это  были  улицы!  Одна  шла  по  самому  верху  огромной  крепостной  стены,  стена  была  древняя,  сложенная  из  камней  и  булыжников,  к  ней  от  окрестных  улиц  поднимались  лесенки  и  лестницы,  и  даже  как  будто  вон  там,  слева  –  небольшая  канатная  дорога.  На  стене  стояли  аккуратные  двухэтажные  домики,  и  во  всех  первых  этажах  были  лавочки:  кондитерские,  зеленные,  сувенирные,  шляпные,  лавочки  с  головками  сыра  и  старинными  книгами  в  витринах,  крохотные  кофейни,  парикмахерские  салоны  и  зубоврачебные  кабинеты  на  одно  кресло.  Во  вторых  этажах  жили,  жили  весело  и  шумно,  и  из  распахнутых  окошек  доносилась  музыка,  выглядывали  оттуда  коты,  дети,  студенты  в  шляпах,  старики  с  трубками  и  старушки  в  чепцах,  а  на  подоконниках  стояли  горшки  с  геранями  и  азалиями.  Улица  была  узкой,  но  бойкой,  народ  сновал  во  все  стороны,  люди  выныривали  из  лавочек  и  проулочков  шириной  в  один  кошачий  шаг,  здоровались,  приподнимая  шляпы,  стучали  тросточками  и  напевали.

Другая  улица  начиналась  как  вход  в  пассаж,  она  и  была  входом  в  пассаж,  и  пассаж  этот  расширялся,  рос,  вот  уже  появлялись  в  нем  колонны,  а  потом  и  группы  колонн,  а  потом  и  отдельные  небольшие  здания  подпирали  свод  пассажа,  который  все  шел  куда-то  в  глубину  квартала,  и  там,  дальше,  можно  было  видеть  целые  дворцы,  построенные  среди  этого  пассажа,  и  рощи,  посаженные  среди  дворцов,  и  фонтаны,  устроенные  в  рощах.  Все  в  этом  пассаже  было  сложено  из  белого  и  желтого  ракушечника,  и  вокруг  этих  пористых  камней  как  будто  стояло  тихое  белое  и  золотое  свечение,  и  свет  в  пассаже  оттого  был  приглушенным,  мягким,  и  люди,  сновавшие  среди  колонн  и  деревьев,  казалось,  проплывали  в  чуть  загустевшем  от  каменного  сияния  воздухе,  будто  жители  подводного  города,  казалось,  даже  мелькали  кое-где  веера  плавников  и  вуали  хвостов,  а  на  дорожках  и  площадках,  выложенных  розоватыми  плитами,  играли  подвижные  тени,  какие  бывают  видны  в  ясную  погоду  на  неглубоком  морском  дне.

Третья  улица  шла  по  широким  каменным  лестницам,  пологим  и  неспешным,  будто  склоны  холмов.  Лестницы  вели  вверх  и  вправо,  вниз  и  влево,  уводили  к  вершинам  зубчатых  башен  и  на  самое  дно  ущелий,  образованных  глухими  стенами  домов,  и  вновь  выводили  на  площади,  полные  солнечного  света  и  трепета  крыльев,  и  снова  вели  куда-то,    среди  балюстрад,  беседок,  фонтанов,  зданий  и  башен.  И  вот  тут,  когда  улица  снова  свернула  вправо  и  превратилась  в  узкую  лестницу  с  высокими,  будто  не  для  человека  ступенями,  нам  повстречались  трое.  Высокого  роста,  широкоплечие,  с  правильными  чертами  лица,  такими,  какие  можно  увидеть  в  учебнике,  оттого  и  запомнить  нельзя,  не  кто-то,  а  просто  –  человек,  Homo.  Трое  шли  нам  навстречу,  мы  разминулись,  протиснувшись  на  узкой  лестнице.  Но  вскоре  они  догнали  нас,  шли  в  двух  шагах  позади  и  вели  тихую  беседу.  Говорили  они  о  дротиках  и  дартсе,  но  в  каком-то  таком  странном  ключе,  что  понять  было  ничего  нельзя.  Будто  бы  дротики  –  и  не  дротики,  будто  бы  дартс  –  и  не  дартс.  Впрочем,  говорили  они  негромко,  я  особо  не  прислушивался,  но  вдруг  моя  спутница...

-  но  кто  она,  кто,  моя  спутница?  Я  знал  это,  и  я  не  знал  этого,  точно  так  же,  как  я  был  уверен,  что  идем  мы  с  ней  по  киевской  улице,  которую  в  Киеве  не  сыскать  -

...вскрикнула  и  схватилась  левой  рукой  за  правое  плечо.  Я  посмотрел:  из  ее  плеча  торчала  игла,  блестящая,  длинная  и  тонкая,  игла  прошла  сквозь  одежду  и  только  коснулась  кожи.  Я  схватил  иглу  и  обернулся  к  людям,  которые  шли  за  нами  и  теперь  остановились  шагах  в  двух.  Я  знал,  что  это  их  рук  дело,  знал  наверняка,  как,  бывает,  знаешь  во  сне.  Они  стояли  спокойно  и  неподвижно,  молча  глядя  на  нас,  а  в  моей  голове  вдруг  оказался  человек  в  камуфляже  и  в  шлеме,  с  защитным  щитком  для  глаз,  он  резко  поднял  пейнтбольный  пистолет,  коротко  прицелился  и  –  раз!  раз!  раз!  –  расстрелял  мои  глаза  шариками  с  красной  краской.

И  тут  я  узнал  одного  из  троих:  пять  лет  назад  он  шел  по  подземному  переходу  в  центре  Киева,  как  и  сейчас  одетый  в  черные  джинсы  и  черную  кожаную  куртку,  шел  медленно,  держа  руки  в  карманах,  остановился,  привлеченный  электронным  зазывалой  у  боксерской  груши,  на  которой  каждый  мог  испытать  свою  силу  и  получить  ее  оценку.  Он  остановился  у  груши,  покривил  неуверенно  рот  и  тут  же  ударил  ее,  ударил  так  быстро,  что,  казалось,  даже  не  вынул  рук  из  карманов,  но  вот,  груша  застыла,  замолчал  электронный  зазывала,  погасли  лампочки,  умолкла  музыка.  Он  спрятал  руку  в  карман,  презрительно  покривил  рот  и  ушел.

Вот  сейчас  я  узнаю,  что  произошло  с  грушей,  тогда,  пять  лет  назад.  Стрелок  перезарядил  маркер  и  начал  расстреливать  мою  голову  изнутри  шариками  с  ядовито-желтой  краской.  Но  это  уже  не  имело  значения:  моя  спутница  извлекла  из  рукавов  и  воротника  своей  курточки  еще  десяток  блестящих  длинных  игл.  Мы  стояли  друг  против  друга  на  узкой  лестнице,  молчали,  и  молчание  это  было  красноречивей  всякого  слова.

Полицейский,  флегматичный,  чуть  полноватый,  в  хорошем  светло-коричневом  костюме,  взглянул  на  молодых  людей,  на  нас,  на  иглы  и  усмехнулся.  Эта  усмешка  была  еще  красноречивее  нашего  молчания  на  лестнице,  неведомо  как  приведшей  нас  в  полицейский  участок,  занимавший  солнечную  мансарду  над  обширной  площадью  с  фонтаном.  И  молодые  люди  исчезли,  будто  и  не  было  их  тут,  я  оказался  в  глубоком  кожаном  кресле  за  столом  полицейского,  моя  спутница  сидела  на  широком  подлокотнике  этого  же  кресла  и  смеялась,  комиссар  тоже  смеялся,  расположившись  на  краю  своего  стола,  мы  пили  кофе  из  маленьких  белых  чашечек,  а  ветер  играл  занавесями  и  бумагами  на  столе  комиссара.  И  вот  мы  уже  выходим  из  этой  уютной  мансарды,  окруженные  запахом  кофе,  я  оборачиваюсь,  чтобы  в  последний  раз  махнуть  рукой  комиссару,  и  слышу,  как  он  произносит  «на  всякий  случай»,  и  вижу,  как  он  держит  двумя  пальцами  тяжелую  блестящую  пулю,  и  опускает  ее  в  конверт,  и  кладет  конверт  на  стол,  где  уже  лежит  десяток  таких  конвертов,  и  дверь  за  мной  закрывается,  и  вот  мы  уже  на  какой-то  широкой  хорошо  знакомой  улице.

Тут  откуда-то  слева  и  сзади  выбежал  Макс,  бежал  он  в  своей  обычной  манере,  словно  маленький  маневровый  паровоз,  старательно  работая  локтями,  будто  шатунами,  и  так  это  было  похоже  на  паровоз,  что  мне  виделось  облачко  трудолюбивого  пара  вокруг  его  локтей  и  над  головой.  Он  выбежал  откуда-то  слева  и  сзади,  поравнялся  с  нами  и,  не  снижая  скорости,  помчался  дальше,  не  оглядываясь  и  не  теряя  ни  целеустремленности,  ни  смешной  деловитости  своего  бега.  Еще  несколько  шагов,  еще  несколько  движений  локтей,  и  Макс  начал  смещаться  вправо,  как  это  обычно  бывает  с  маленькими  детьми,  которые,  откуда  бы  ни  появились  и  куда  бы  ни  шли,  все  равно  рано  или  поздно  оказываются  прямо  перед  тобой  и  останавливаются  внезапно,  всегда  внезапно  и  именно  тогда,  когда  ты  отвернулся,  продолжая  краем  глаза  видеть  маленького  спутника,  и  находишься  в  такой  фазе  своего  шага,  что  ни  остановиться,  ни  повернуть  нельзя,  не  теряя  при  этом  своего  взрослого  громоздкого  достоинства.  И  ты  все-таки  останавливаешься,  балансируя  руками,  шляпой,  очками,  портфелем,  мороженым,  нависая  угрожающе  над  юным  исследователем  потерянных  пуговиц  и  майских  жуков,  который  тут  же  оборачивается,  чтобы  поделиться  находкой,  и  –  о,  добрые  боги!  –  никогда  не  замечает  твоего  нелепого  и  неловкого  положения,  ведь  пуговица,  жук  и  папа  –  они  же  такие  «ну,  да,  замечательные»,  такие  «ну,  да,  чудесные»,  единственные  в  своем  роде,  с  этими  своими  дырочками,  зелеными  надкрыльями,  шляпой  и  портфелем...  

Макс  стал  смещаться  вправо,  и  я  уже  знал,  что  новая  траектория  его  движения  –  теперь  уже  красная  и  пульсирующая  –  оказывается  в  ближайшей  точке  пространства  и  в  ближайшем  моменте  времени  совмещена  с  траекторией,  по  которой  движется  огромный  троллейбус-гармошка,  странный,  невиданный  троллейбус,  первый  вагон  которого  розово-фиолетовый  и  цилиндрический,  как  аэробус  какого-то  лоукоста,  а  второй  -  черный,  глухой,  рубчатый,  без  окон,  тусклый  и  матовый,  весь  неправдоподобный  и  непохожий  ни  на  что.  Еще  ничего  не  произошло,  еще  даже  нельзя  было  с  уверенностью  сказать,  что  это  или  что-то  другое  может  произойти,  а  в  моем  сознании  уже  написался  и  состоялся  сценарий  предстоящих  событий,  и  та  молниеносность  и  завершенность  картины,  которую  я  только  что  срежессировал    и  посмотрел,  сделала  меня  совершенно  беспомощным.  Сделать  уже  было  ничего  нельзя,  решительно  и  бесповоротно  –  ничего.

И  тут  троллейбус  начал  тормозить,  казалось,  его  огромные  колеса  упираются  в  асфальт,  который  подается,  вздыбливается,  вспучивается  вокруг  них,  и  троллейбус  врастает,  погружается    в  дорогу  своим  первым  розово-фиолетовым  вагоном,  а  второй  вагон  в  силу  неизвестного  мне  закона  физики  приподнимается  над  дорогой,  поднимается  черным  своим  невозможным  телом,  окруженным  голубым  электрическим  сиянием,  поднимается  медленно,  бесшумно  и  величественно,  пока  не  образует  с  первым  вагоном  почти  прямой  угол  и  замирает  там,  зримо  наслаждаясь  своим  новым  положением.  Еще  доля  времени  –  и  второй  вагон  рухнет  на  дорогу  с  лязгом  и  грохотом,  нимало,  впрочем,  не  сдвинув  с  места  первый  вагон,  который  погрузился  в  асфальт  уже  почти  по  самую  крышу,  и  только  три  оранжевые  звезды  над  его  головой  все  еще  видны,  только  не  там,  где  над  улицей  сплетаются  провода,  дорожные  знаки  и  фонари,  а  где-то  у  самых  ног  Макса,  который  все  еще  с  видом  маленького  маневрового  паровоза  бежит  по  улице.

И  в  эту  долю  времени,  пока  черный  вагон  висит  в  воздухе,  а  три  оранжевые  звезды  горят  у  ног  Макса,  вся  улица  приходит  в  движение.  Тормозное  усилие  троллейбуса  оказалось  слишком  велико,  и  теперь  все  неподвижное  на  улице  -  дома,  и  светофоры,  и  припаркованные  автомобили,  и  холм  на  той  стороне  улицы,  и  овраг,  по  которому  я  бегал  в  детстве,  -  ведут  себя  так,  словно  их  неподвижность  была  слишком  быстрой  и  опасной  для  маленького  маневрового  паровоза,  направленной  в  ту  же  точку  пространства  и  в  тот  же  момент  времени,  где  сейчас  могла  пролегать  только  одна  траектория  –траектория  Макса.  И  все  неподвижное  пришло  в  движение  так,  будто  бы  было  чем-то  остановлено  в  своем  стремительном  движении  в  эту  самую  точку,  сейчас  –  запрещенную  для  всех,  кроме  Макса,  все  вокруг  уходило  в  безнадежный  занос,  с  визгом  и  скрежетом  разворачиваясь  и  цепляясь  за  землю,  чтобы  удержаться  там,  вне  этой  крохотной  точки,    где  их  стремительная  неподвижность  встречалась  с  красной  пульсирующей  траекторией.  Холм  на  той  стороне  улицы  тяжело  поднялся  и  опал  с  гулом,  тряхнув  улицу,  но  удержался  и  не  двинулся  в  запрещенную  точку  ни  на  йоту.  Машины,  стоявшие  только  что  у  тротуара,  сорвались  с  места,  полетели  мимо  Макса,  совсем  рядом,  но  они  изгибались  и  подпрыгивали,  так  что  ни  одна  не  оказалась  в  запрещенной  точке.  Овраг,  по  которому  я  бегал  в  детстве,  словно  огромная  змея,  остановленная  в  смертельном  броске,  замер  поперек  улицы,  а  его  хвост  по  непреодолимой  инерции  пронесся  зеленым  ущельем  по  тротуарам,  домам  напротив  и  вонзился  в  холм.

Тишина.  Режущая,  слепящая  неподвижность  предметов.  Из  кабины  троллейбуса,  который  как  ни  в  чем  ни  бывало  снова  вознес  три  оранжевых  звезды  до  самых  фонарей,  медленно  выбирается  водитель.  Это  женщина,  преклонных  лет,  маленькая  и  очень  полная.  Она  смотрит  на  Макса,  потом  на  меня  и  произносит,  путая  польские  и  русские  слова:  «А  я  смотрю,  буква  «З»  у  него  на  рубашке.  Его,  наверное,  Борис  зовут?»...

...День  тот  был,  как  намокшее  письмо...

адреса: https://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=490607
Рубрика: Лирика
дата надходження 06.04.2014
автор: Максим Тарасівський