ПОЗИЯ, ГРАФОМАНСТВО, ТЕРПЕНИЕ И ЛЮБОВЬ НА НАШЕМ САЙТЕ (МЫСЛИ ФИЛОЛОГА)

Теперешняя  литература  и  поэзия  в  частности  переживает  период,  когда  отсутствуют    культовые  писатели,  а  главное,  поэты,  которых  бы  знали  и  любили  массы.  Правда,  на  слуху  у  всех  изредка  появляются  отдельные  личности,  как  например  Матиос  или  Жадан,  но  о  всенародной  любви  к  ним  говорить  не  приходится.  Возможно,  это  связано  и  с  тем,  что    теперь  каждый    самоуверенный  человек,  умеющий  связать  хотя  бы  четыре  строки  рифмой,  называет  себя  поэтом  и  стремится  быть  напечатанным,  претендуя  на  лавры  знаменитости.    К  сожалению,  в  огромном  количестве  стихов  невысокого  уровня  теряются  действительно  талантливые.  Сегодня  появилось  множество  Интернет–порталов,  где  люди  выкладывают  свои  произведения,  что,  однако,  не  способствует  поиску  истинных  талантов.  Литературные  журналы  и    издательства  отбирают  для  публикаций  те  произведения,  авторы  которых  сомнительно  талантливы,  но  могут  хорошо  заплатить,  т.е.  налицо  литературная  коррупция.  В  солидных  изданиях,  претендующих  на  объективное  отношение  к  творчеству,  поэтические  произведения  предпочитают  не  рассматривать  и  не  публиковать,  обращая  внимание  только  на  прозу,  которую  считают  значительно  более  важным  явлением,  нежели  поэзия  (но  это  происходит,  скорее  всего  потому,  что  прозу  проще  критически  анализировать).  Так  что  пробиться  в  лучшие  и  прославиться  действительно  талантливым  авторам  сегодня  очень  проблематично:  зачастую  у  творческих  посредственностей    больше  наглости  и  связей  для  этого.  Да  и  у  населения  сегодня  сложились  какие-то  стереотипные  понятия  о  том,  что  писатели  и  поэты  прошлых  лет  –  это  гении,  а  сегодня  таких  людей  просто  не  может  быть.  Теперешняя  людская  психология  не  особенно,  мягко  говоря,  нуждается  в  стихах.  Людям  скорее  нужен  телевизор  или  компьютер  (планшет),  чем  книга.  Люди  отвыкают  от  книг  в  обычном  понимании.  И  в  этом  веяние  времени.  Конечно,  нельзя  говорить,  что  несметное  количество  графоманов  символизирует  подъем  поэзии,  но  ведь  никогда  прежде  не  было  такого  большого  количества  жаждущих  славы  стихотворцев!
Но  кто  это  –  графоман?  Прежде  всего,  определимся  с  тем,  что  графомания  по  сути  —  это,  в  общем-то,  психиатрический  термин,  подразумевающий  болезненную  страсть  к  написанию  текстов,  чаще  всего  не  представляющих  никакой  культурной  ценности.  Обычно  произведения  таких  авторов  шаблонны,  невыразительны,  но  с  претензией  на  заумность,  и  не  представляют  собой  никакого  интереса  для  читателей.  Как  и  любое  подобное  заболевание,  графомания  может  иметь  более  или  менее  тяжелую  форму.  Аналогично  другим  диагнозам  в  этой  области,  графомания  не  возникает  на  пустом  месте  и,  в  принципе,  поддается  лечению,  в  том  числе  и  медикаментозному.  Как  возникает  графомания?  Чаще  всего  потому,  что    человек  одинок,  страдает    от  заниженной  самооценки  или  невозможности  с  кем-то  поговорить  по  душам,  -  он  начинает  писать.  Его  творения  —  это  часть  его  болезненного  и  одинокого  мира.  Чем  больше  он  их  создает,  тем  меньше  он  сознательно  стремится  к  живому  общению.  Однако,  ограничивая  себя  в  контактах,  графоман  все  же  стремится  реализовать  естественную  тягу  к  общению  -  это  заложено  в  личности  на  подсознательном  уровне.  И    его  рука  тянется  к  листу  бумаги.  Его  произведения  кажутся  ему  гениальными,  более  того,  он  совершенно  искренне  в  это  верит.  Как  и  любой  психический  больной,  он  не  может  разглядеть  у  себя  признаков  болезни,  не  может  объективно  оценить  свои  творения.  Именно  поэтому  графоманы  крайне  болезненно  воспринимают  критические  высказывания  в  адрес  их  творчества:  ведь  для  большинства  авторов  критическое  мнение  читающей  аудитории  является  стимулом  для  развития,  а  также  основным  источником  информации  о  недостатках  их  произведений.  Люди,  страдающие  болезненной  тягой  к  писательству,  этого  лишены,  а  значит,  не  имеют  возможности  развиваться  и  совершенствоваться.  Как  результат  —  произведения,  лишенные  какой  либо  литературной  и  духовной  ценности.  Со  временем  все  контакты  с  внешним  миром  сводятся  для  графомана  к  демонстрации  его  творений.    Интернет  предоставляет  для  этого  большие  возможности  в  виде  поэтических  сайтов.  Конечно,  такой  автор  достоин  сожаления,  но  современный  мир,  культивирующий  одиночество  и  индивидуализм,  поощряет  подобную  «непризнанную  гениальность»  и  тем  самым  создает  для  графоманов  максимум  возможностей,  игнорируя  действительно  талантливых  авторов:  графоманов  так  много,  что  в  их  потоке  теряется  слово  истины.  Это,  к  сожалению,  обратная  сторона  бесцензурной  «свободы»  поэтического  слова.  
Конечно,  графомания  может  быть  и  в  легкой  форме,  но  основной  ее  признак  всегда  один  и  тот  же  –  нетерпимость  к  критике.  При  тяжелой  форме  этого  заболевания  требуется  вмешательство  специалиста,  поскольку  последствия  могут  быть  даже  фатальными.
От  графоманов,  тем  не  менее,  надо  отличать  начинающих  поэтов,  недостаточно  хорошо  владеющих  словом,  а  часто,  в  связи  с  недостаточным  культурным  уровнем,  просто  малограмотных,  но  горящих  желанием  прославиться,  оставив  свой  след  хотя  бы  в  Интернете.  Если  такой  автор  положительно  воспринимает  критические  замечания  в  свой  адрес,  много  читает  более  зрелых  поэтов,  тщательно  работает  над  своими  произведениями  с  учетом  критики,  то  со  временем  он  совершенствует  свои  способности  и  приобретает  определенный  вес.  Бывает  и  так,  что  человек  талантлив,  может  образно  мыслить,  чувствует  слово,  но  не  обладает  нужным  словарным  запасом,  однако,  внимая  замечаниям,  учится.  Впоследствии  его  талант  может  и  засверкать,  поскольку  написание  стихов  –  достаточно  серьезный  труд,  не  зря  же  Поэт  сказал:  «Поэзия  –  та  же  добыча  радия:  грамм  добычи  –  год  труды.  Изводишь  единого  слова  ради  тысячи  тонн  словесной  руды!»
Как  сделать  стихи  лучше?  Язык  наш  меняется,  но  не  очень  заметно:  язык  Пушкина  не  очень  отличается  от  современного  языка.  Но  выразительные  средства  языка  не  стоят  на  месте,  вот  тут  –  то  и  скрыты  поэтические  возможности.  Ведь  постоянная  работа  над  новыми  конструкциями  выражения  того,  что  высказано  поэтом,  тренирует  мысль,  наполняя  её  жизнью.  Слабость  выражения  мысли  делает  её  бездейственной.  Конечно  же,  у  каждого  поэта  свои  навыки,  свои  методы  художественной  интерпретации  действительности.  И  часто  настоящему  стихотворению  предшествует  тысяча  «опытов»,  потому  что  надо  найти  единственно  верную  интерпретацию  возникшего  образа.  Понятно  и  то,  что  для  каждого  произведения  возникает  новая  задача.  Определяется  она  или  ключевой  фразой,  ложащейся  в  основу,  или  толчком  воображению  извне,  или  воспоминанием  прошлого.  А  порой  -  даже  при  чтении  чужого  произведения  возникает  своя  оригинальная  мысль.  Однако  это  только  намёк  на  то,  что  может  стать  стихом.  Все  это  является  прологом  к  длительному  интенсивному  анализу  самого  явления,  ставшего  его  причиной.  Особенностью  поэтического  мышления,  в  первую  очередь,  надо  считать  уникальную  способность  поэта  облекать  философские  категории,  социальные  проблемы  и  психологические  состояния  в  понятные  большинству  людей  образы.  В  этом–то  и  кроется  смысл  поэтического  мастерства:  поэт  творит  прежде  всего  для  людей.  Многие  начинающие  на  сайте  в  ответ  на  критические  замечания  заявляют:  «Я  пишу  для  себя!»,  забывая  о  том,  что,  размещая  в  портале  стихи,  они  выставляют  их  на  суд  как  собратьев  по  творчеству,  так  и  читателей.  Уж  если  для  себя,  то  зачем  выставлять  их  на  всеобщее  обозрение?
Если  же  говорить  о  вдохновении,  то  обычно  это  связывают  с  отрешенностью,  полётом  мысли  или  трансом.  Но  это  слово  созвучно  слову  душа,  то  есть  жизнь.  В  переносном  значении  «вдохновение»  -  это  одухотворение  через  придание  дыхания.  Вдохнуть  живую  душу  в  произведение  ума  и  рук  человеческих  во  все  времена  было  признаком  большого  таланта  и  одаренности.  Глубокое  дыхание  свидетельствует  о  силе  чувства,  о  взволнованности  человека  переживанием.  Такая  взволнованность  влияет  на  внимающих  стиху,  затрагивает  их  чувства  и  мысли  в  том  же  направлении,  что  и  чувства  и  мысли  творца,  и  связана  с  душевностью,    а,  следовательно,  и  с    доходчивостью  до    окружающих.
Конечно  же,  в  стихотворении  должна  быть  новая  идея,  мысль,  необходимо  правильно  определить  баланс  формы  и  содержания  и  строго  его  соблюдать.  В  любом  языке  есть  правила,  которых  необходимо  придерживаться.  Можно  и  не  владеть  языком  виртуозно,  однако  ясность  изложения  и  грамотность  —  тот  минимум,  которым  должен  обладать    автор  для  того,  чтобы  читатель  мог  его  понять:  банальность  мысли,  прикрытая  изощренной  формой,  да  еще  и  если  она  усугубляется  нарочитой  безграмотностью  (что  частенько  заметно  у  любителей  «падонского»  языка)  не  делает  стихи  лучше.  Кроме  того,  ценность  стихотворения  очень  сильно  уменьшается,  если  автор  применяет  в  нем  настолько  вычурные  или  неточные  образы,  что  для  их  восприятия  требуется  давать  дополнительные  пояснения  недоумевающему  читателю.
Опять  -  таки  необходимо  обратить  внимание  на  важный  признак  поэзии  —  рифму.  Не  надо  относиться  к  рифме  пренебрежительно,  следуя  некоторым  веяниям  якобы  современной  моды  на  «свободные»  стихи.  Именно  благодаря  рифме  строки  объединяются  в  строфы,  и  восприятие  стихотворения  читателем  облегчается.  Казалось  бы,  тут  все  просто.  В  русском  языке  рифма  чаще  всего  строится  на  совпадении  ударных  гласных.  Однако  существуют  рифмы,  которые  можно  назвать  «избитыми».  Ими  не  следует  злоупотреблять.  Это  банальные  созвучия  типа    «мне  —  себе  -  тебе»,  «любовь  —  вновь  -  кровь»,  «розы  —  слезы»  и  т.д.  Такие  рифмы  выдают  слабое  знание  языка  автором  и  нежелание  работать  над  стихом.
Минимум  авторских  усилий  требуют  и  глагольные  рифмы.  Например,  «иду  –  бреду»,  «слушаю  –  кушаю»,  «придет  —  найдет»,  или  еще  более  того  -  «читать  —  писать»:  в  глагольных  рифмах  легко  сбиться  просто  на  одинаковость  букв  в  конце  слова  («читать  –  писать»),  что  вообще  нельзя  считать  признаком  рифмы.      Глагольные  рифмы  можно  встретить  и  у  классиков,  но,  в  общем,  их  желательно  использовать  для  нарастания  экспрессии  в  действии,    в  пародиях,  то  есть  там,  где  это  уместно  по  смыслу.  Вообще-то  надо  стремиться  к  уникальности  рифм.  В  этом  смысле  можно  поучиться  у  В.Маяковского,  который  славен  не  только  тем,  что  писал  «о  пробках  в  Моссельпроме»,  но  и  умел  конструировать  совершенно  замечательные  рифмы  (его  статью  «Как  делать  стихи»  можно  легко  найти  в  Интернете).  
Существуют  и  так  называемые  диссонансы  (несовпадение  согласных  звуков)  и  ассонансы  (несовпадение  гласных  звуков).  С  ними  следует  обращаться  предельно  аккуратно,  поскольку  их  неудачное  употребление  может  вызвать  у  читателя  сомнение  в  поэтическом  мастерстве  автора:  все  гениальное,  как  известно,  просто.  Чрезмерно  использовать  оригинальные  рифмы  тоже  не  следует.  
Отдельно  о  белых  стихах,  верлибрах.  Они  ни  чуть  не  менее  ценны,  чем  рифмованные,  потому  что  могут  предельно  точно  выразить  мысль  автора,  подать  суть  стихотворного  образа.  Если  рождаются  белые  стихи  —  пишите.  А  с  рифмами  можно  будет  поэкспериментировать  и  потом,  научившись  хорошо  выражать  свою  мысль  белым  стихом.  Однако  не  следует  забывать,  что  белый  стих  отличается  от  прозы  весьма  четкой  ритмикой.
Главное,  о  чем  должен  помнить  поэт  –  терпение.  Написанное  стихотворение  не  стоит  сразу  же  размещать  на  сайте.  Лучше  немного,  может  даже  день  –  другой,  выждать,  потому  что  вполне  возможно,  что  несколько  дней  спустя  в  стихе  что-то  нужно  будет  исправить,  сделав,  таким  образом,  все  произведение  лучше.  А  иногда  позже  даже  может  появиться  сомнение  в  том,  что  этот  стих  имеет  право  на  существование.  Особенно  если  он  создан  в  неадекватном  состоянии.  В  любом  случае  полезно  прочитать  его  несколько  раз  для  себя  вслух:  автор  может  услышать  сбои  ритма,  недостаточное  созвучие  в  рифмах,  подобрать  более  подходящие  слова.  Надо  помнить  и  о  том,  что  со  стороны  огрехи  в  стихе  всегда  видны  лучше,  поэтому,  выложив  «сырое»  произведение  на  сайте,  можно  получить  большое  количество  критических  замечаний,  что  может  быть  весьма  неприятно.  Кстати,  о  критических  замечаниях.  Они,  безусловно,  приносят  больше  пользы,  чем  умильные  ахи  и  охи  по  поводу  якобы  гениального  творения.  И  хорошо  бы,  если  бы  наши  авторы  и  читатели  давали  поменьше  откликов  типа  «замечательно!»,  «здорово!»,  «гениально!»,  «чувственно!»,  а  поясняли,  почему  они  высказываются  таким  образом  –  это  было  бы  намного  полезнее  для  автора,  как  и  то,  что  на  явные  огрехи  стиха  было  бы  указано  прямо.  Ведь  если  эти  явные  огрехи  не  были  замечены,  то  восторженный  рецензер  становится  на  одну  доску  с  авторской  промашкой,  и  никакой  пользы  для  автора  в  этом  нет.  Еще  хуже,  если  автор  при  этом  возгордится  –  это  чревато  легкой  формой  графоманства.
А  про  обычную  грамотность  и  писать  бы  не  хотелось,  но  что-то  многие  наши  авторы  не  стремятся  себя  нею  утруждать,  а  ведь  отсутствие  грамотности  -  это  еще  и  пренебрежение  к  читателю.  Мы  должны  уважать  язык,  которым  пользуемся  для  создания  стихотворений:  это  ведь  наш  инструмент.  Ну  что  может  создать  плотник  поломанным  молотком,  кроме  как  криво  забить  гвоздь?  Уважения  окружающих  при  этом  ему  не  видать!  Так  и  поэт,  пишущий  с  ошибками  –  ему  хочется  сказать  «иди  –  учись!».  Ведь  ошибки  просто  убивают  весь  смысл  произведения  для  грамотного  читателя.
И  напоследок  о  любви.  Ведь  это  основная  тематика  каждого  поэтического  сайта,  в  том  числе  и  нашего.  Понятно,  что  любовь  –  это  чувство,  в  котором  изначально  заложен  некий  трагизм,  и  ее  неизменным  спутником  становятся  переживания,  обладающие  огромной  эмоциональной  силой.  Понятно,  что  позитивные  эмоции,  как  правило,  не  отличаются  такой  многогранностью,  как  печаль,  грусть,  тоска  и  разочарование.  Если  бы  не  любовные  переживания,  не  было  бы  величайших  шедевров  мирового  искусства  и  литературы.  Именно  несчастная  любовь  –  это  тема,  из  которой  вот  уже  не  одно  тысячелетие  черпают  свое  вдохновение  поэты.
В  юном  возрасте  познание  жизни  начинается,  конечно  же,  с  любовных  переживаний,  и  именно  несчастная  любовь  впервые  толкает  человека  взяться  за  перо.  Понятно  и  то,  что  грустная  любовная  лирика  может  быть  прочувствована  читателем  вместе  с  автором,  но  может  и  не  тронуть  за  душу,  а  причина  этого  кроется  конечно  же  в  художественном  исполнении.  Несмотря  на  обилие  эмоционального  материала,  писать  стихи  о  любви  сложнее  всего,  так  как  описание  самых  сильных  чувств  порой  звучит  довольно  банально,  потому  что  на  этом  поприще  до  автора  уже  трудились  многие  другие  поэты.  И  здесь  все  зависит  от  мастерства  автора  и  его  поиска  новых  форм  и  способов  выражения  этой  знакомой  и  близкой  всем  темы.  К  сожалению,  на  нашем  сайте  многие  молодые  поэты  на  тему  любви  рассуждают  так  коряво,  что  хочется  просто  утереть  им  сопли  и  погладить  их  по  головке  вместо  сопереживания.  Кстати,  большинство  рецензий  по  этому  поводу  сводится  к  фразам  типа  «Ну  не  переживай,  все  еще  будет  хорошо!»
Апостол  Павел  в  первом  послании  к  Коринфянам  (гл.13)  писал:  «Если  я  говорю  языками  человеческими  и  ангельскими,  а  любви  не  имею,  то  я  –  медь  звенящая  или  кимвал  звучащий.  Если  имею  дар  пророчества  и  знаю  все  тайны,  и  имею  всякое  познание  и  всю  веру,  так  что  могу  и  горы  переставлять,  а  не  имею  любви,  -  то  я  ничто.  И  если  я  раздам  все  имение  мое  и  отдам  тело  мое  на  сожжение,  а  любви  не  имею,  нет  мне  в  том  никакой  пользы.  Любовь  долготерпит,  милосердствует,  любовь  не  завидует,  любовь  не  превозносится,  не  гордится,  не  бесчинствует,  не  ищет  своего,  не  раздражается,  не  мыслит  зла,  не  радуется  неправде,  а  сорадуется  истине;  все  покрывает,  всему  верит,  всего  надеется,  все  переносит.  Любовь  никогда  не  перестает,  хотя  и  пророчества  прекратятся,  и  языки  умолкнут,  и  знание  упразднится.  Ибо  мы  отчасти  знаем,  и  отчасти  пророчествуем;  когда  же  настанет  совершенное,  тогда  то,  что  отчасти  -  прекратится.  Когда  я  был  младенцем,  то  по-младенчески  говорил,  по-младенчески  мыслил,  по-младенчески  рассуждал;  а  как  стал  мужем,  то  оставил  младенческое.  Теперь  мы  видим  как  бы  сквозь  тусклое  стекло,  гадательно,  тогда  же  лицем  к  лицу;  теперь  я  знаю  отчасти,  а  тогда  познаю,  подобно,  как  я  познан.  А  теперь  пребывают  сии  три:  вера,  надежда,  любовь;  но  любовь  из  них  больше».
Эти  слова  апостола  я  привел  затем,  чтобы  напомнить  некоторым  авторам,  что  «любовь  из  них  больше»,  потому  что  кое  –  кто  из  наших  авторов  (не  хочу  переходить  на  личности)  позволяет  себе  на  этом  сайте  посылать  матом  своих  бывших  возлюбленных  за  то,  что  те  их  отвергли  –  о  какой  любви  может  идти  речь  применительно  к  капризному  самцу,  игрушка  которого  проявила  желание  покинуть  своего  «владельца»?  И  надо  ли  выражать  сочувствие  такому  человеку,  на  что  он,  видимо,  рассчитывает,  публикуя  свой  «опус»?
И  еще.  На  сайте  заметна  озабоченность  некоторых  авторов  политическими  вопросами.  В  этом  не  было  бы  ничего  плохого,  если  бы  эта  озабоченность  не  выражалась  с  неприкрытой  ненавистью  к  тому,  что  эти  авторы  не  приемлют.  Тем  более,  если  объектом  ненависти  стали  такие  же  люди,  как  и  мы,  братья  –  славяне,  христиане.  Но  ведь  эти  люди  нам  не  враги!  Еще  раз  советую  им  перечитать  вышеприведенную  цитату:  поэт  может  призывать  к  ненависти  только  по  отношению  к  смертельным  врагам,  а  в  иных  случаях  это  недопустимо,  потому  что  главная  задача  поэта  –  воспевание  любви,  терпимости,  что  есть  истинно  христианским  и  богоугодным  делом.

адреса: https://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=453795
Рубрика: Лирика
дата надходження 10.10.2013
автор: Konst