Теперешняя литература и поэзия в частности переживает период, когда отсутствуют культовые писатели, а главное, поэты, которых бы знали и любили массы. Правда, на слуху у всех изредка появляются отдельные личности, как например Матиос или Жадан, но о всенародной любви к ним говорить не приходится. Возможно, это связано и с тем, что теперь каждый самоуверенный человек, умеющий связать хотя бы четыре строки рифмой, называет себя поэтом и стремится быть напечатанным, претендуя на лавры знаменитости. К сожалению, в огромном количестве стихов невысокого уровня теряются действительно талантливые. Сегодня появилось множество Интернет–порталов, где люди выкладывают свои произведения, что, однако, не способствует поиску истинных талантов. Литературные журналы и издательства отбирают для публикаций те произведения, авторы которых сомнительно талантливы, но могут хорошо заплатить, т.е. налицо литературная коррупция. В солидных изданиях, претендующих на объективное отношение к творчеству, поэтические произведения предпочитают не рассматривать и не публиковать, обращая внимание только на прозу, которую считают значительно более важным явлением, нежели поэзия (но это происходит, скорее всего потому, что прозу проще критически анализировать). Так что пробиться в лучшие и прославиться действительно талантливым авторам сегодня очень проблематично: зачастую у творческих посредственностей больше наглости и связей для этого. Да и у населения сегодня сложились какие-то стереотипные понятия о том, что писатели и поэты прошлых лет – это гении, а сегодня таких людей просто не может быть. Теперешняя людская психология не особенно, мягко говоря, нуждается в стихах. Людям скорее нужен телевизор или компьютер (планшет), чем книга. Люди отвыкают от книг в обычном понимании. И в этом веяние времени. Конечно, нельзя говорить, что несметное количество графоманов символизирует подъем поэзии, но ведь никогда прежде не было такого большого количества жаждущих славы стихотворцев!
Но кто это – графоман? Прежде всего, определимся с тем, что графомания по сути — это, в общем-то, психиатрический термин, подразумевающий болезненную страсть к написанию текстов, чаще всего не представляющих никакой культурной ценности. Обычно произведения таких авторов шаблонны, невыразительны, но с претензией на заумность, и не представляют собой никакого интереса для читателей. Как и любое подобное заболевание, графомания может иметь более или менее тяжелую форму. Аналогично другим диагнозам в этой области, графомания не возникает на пустом месте и, в принципе, поддается лечению, в том числе и медикаментозному. Как возникает графомания? Чаще всего потому, что человек одинок, страдает от заниженной самооценки или невозможности с кем-то поговорить по душам, - он начинает писать. Его творения — это часть его болезненного и одинокого мира. Чем больше он их создает, тем меньше он сознательно стремится к живому общению. Однако, ограничивая себя в контактах, графоман все же стремится реализовать естественную тягу к общению - это заложено в личности на подсознательном уровне. И его рука тянется к листу бумаги. Его произведения кажутся ему гениальными, более того, он совершенно искренне в это верит. Как и любой психический больной, он не может разглядеть у себя признаков болезни, не может объективно оценить свои творения. Именно поэтому графоманы крайне болезненно воспринимают критические высказывания в адрес их творчества: ведь для большинства авторов критическое мнение читающей аудитории является стимулом для развития, а также основным источником информации о недостатках их произведений. Люди, страдающие болезненной тягой к писательству, этого лишены, а значит, не имеют возможности развиваться и совершенствоваться. Как результат — произведения, лишенные какой либо литературной и духовной ценности. Со временем все контакты с внешним миром сводятся для графомана к демонстрации его творений. Интернет предоставляет для этого большие возможности в виде поэтических сайтов. Конечно, такой автор достоин сожаления, но современный мир, культивирующий одиночество и индивидуализм, поощряет подобную «непризнанную гениальность» и тем самым создает для графоманов максимум возможностей, игнорируя действительно талантливых авторов: графоманов так много, что в их потоке теряется слово истины. Это, к сожалению, обратная сторона бесцензурной «свободы» поэтического слова.
Конечно, графомания может быть и в легкой форме, но основной ее признак всегда один и тот же – нетерпимость к критике. При тяжелой форме этого заболевания требуется вмешательство специалиста, поскольку последствия могут быть даже фатальными.
От графоманов, тем не менее, надо отличать начинающих поэтов, недостаточно хорошо владеющих словом, а часто, в связи с недостаточным культурным уровнем, просто малограмотных, но горящих желанием прославиться, оставив свой след хотя бы в Интернете. Если такой автор положительно воспринимает критические замечания в свой адрес, много читает более зрелых поэтов, тщательно работает над своими произведениями с учетом критики, то со временем он совершенствует свои способности и приобретает определенный вес. Бывает и так, что человек талантлив, может образно мыслить, чувствует слово, но не обладает нужным словарным запасом, однако, внимая замечаниям, учится. Впоследствии его талант может и засверкать, поскольку написание стихов – достаточно серьезный труд, не зря же Поэт сказал: «Поэзия – та же добыча радия: грамм добычи – год труды. Изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды!»
Как сделать стихи лучше? Язык наш меняется, но не очень заметно: язык Пушкина не очень отличается от современного языка. Но выразительные средства языка не стоят на месте, вот тут – то и скрыты поэтические возможности. Ведь постоянная работа над новыми конструкциями выражения того, что высказано поэтом, тренирует мысль, наполняя её жизнью. Слабость выражения мысли делает её бездейственной. Конечно же, у каждого поэта свои навыки, свои методы художественной интерпретации действительности. И часто настоящему стихотворению предшествует тысяча «опытов», потому что надо найти единственно верную интерпретацию возникшего образа. Понятно и то, что для каждого произведения возникает новая задача. Определяется она или ключевой фразой, ложащейся в основу, или толчком воображению извне, или воспоминанием прошлого. А порой - даже при чтении чужого произведения возникает своя оригинальная мысль. Однако это только намёк на то, что может стать стихом. Все это является прологом к длительному интенсивному анализу самого явления, ставшего его причиной. Особенностью поэтического мышления, в первую очередь, надо считать уникальную способность поэта облекать философские категории, социальные проблемы и психологические состояния в понятные большинству людей образы. В этом–то и кроется смысл поэтического мастерства: поэт творит прежде всего для людей. Многие начинающие на сайте в ответ на критические замечания заявляют: «Я пишу для себя!», забывая о том, что, размещая в портале стихи, они выставляют их на суд как собратьев по творчеству, так и читателей. Уж если для себя, то зачем выставлять их на всеобщее обозрение?
Если же говорить о вдохновении, то обычно это связывают с отрешенностью, полётом мысли или трансом. Но это слово созвучно слову душа, то есть жизнь. В переносном значении «вдохновение» - это одухотворение через придание дыхания. Вдохнуть живую душу в произведение ума и рук человеческих во все времена было признаком большого таланта и одаренности. Глубокое дыхание свидетельствует о силе чувства, о взволнованности человека переживанием. Такая взволнованность влияет на внимающих стиху, затрагивает их чувства и мысли в том же направлении, что и чувства и мысли творца, и связана с душевностью, а, следовательно, и с доходчивостью до окружающих.
Конечно же, в стихотворении должна быть новая идея, мысль, необходимо правильно определить баланс формы и содержания и строго его соблюдать. В любом языке есть правила, которых необходимо придерживаться. Можно и не владеть языком виртуозно, однако ясность изложения и грамотность — тот минимум, которым должен обладать автор для того, чтобы читатель мог его понять: банальность мысли, прикрытая изощренной формой, да еще и если она усугубляется нарочитой безграмотностью (что частенько заметно у любителей «падонского» языка) не делает стихи лучше. Кроме того, ценность стихотворения очень сильно уменьшается, если автор применяет в нем настолько вычурные или неточные образы, что для их восприятия требуется давать дополнительные пояснения недоумевающему читателю.
Опять - таки необходимо обратить внимание на важный признак поэзии — рифму. Не надо относиться к рифме пренебрежительно, следуя некоторым веяниям якобы современной моды на «свободные» стихи. Именно благодаря рифме строки объединяются в строфы, и восприятие стихотворения читателем облегчается. Казалось бы, тут все просто. В русском языке рифма чаще всего строится на совпадении ударных гласных. Однако существуют рифмы, которые можно назвать «избитыми». Ими не следует злоупотреблять. Это банальные созвучия типа «мне — себе - тебе», «любовь — вновь - кровь», «розы — слезы» и т.д. Такие рифмы выдают слабое знание языка автором и нежелание работать над стихом.
Минимум авторских усилий требуют и глагольные рифмы. Например, «иду – бреду», «слушаю – кушаю», «придет — найдет», или еще более того - «читать — писать»: в глагольных рифмах легко сбиться просто на одинаковость букв в конце слова («читать – писать»), что вообще нельзя считать признаком рифмы. Глагольные рифмы можно встретить и у классиков, но, в общем, их желательно использовать для нарастания экспрессии в действии, в пародиях, то есть там, где это уместно по смыслу. Вообще-то надо стремиться к уникальности рифм. В этом смысле можно поучиться у В.Маяковского, который славен не только тем, что писал «о пробках в Моссельпроме», но и умел конструировать совершенно замечательные рифмы (его статью «Как делать стихи» можно легко найти в Интернете).
Существуют и так называемые диссонансы (несовпадение согласных звуков) и ассонансы (несовпадение гласных звуков). С ними следует обращаться предельно аккуратно, поскольку их неудачное употребление может вызвать у читателя сомнение в поэтическом мастерстве автора: все гениальное, как известно, просто. Чрезмерно использовать оригинальные рифмы тоже не следует.
Отдельно о белых стихах, верлибрах. Они ни чуть не менее ценны, чем рифмованные, потому что могут предельно точно выразить мысль автора, подать суть стихотворного образа. Если рождаются белые стихи — пишите. А с рифмами можно будет поэкспериментировать и потом, научившись хорошо выражать свою мысль белым стихом. Однако не следует забывать, что белый стих отличается от прозы весьма четкой ритмикой.
Главное, о чем должен помнить поэт – терпение. Написанное стихотворение не стоит сразу же размещать на сайте. Лучше немного, может даже день – другой, выждать, потому что вполне возможно, что несколько дней спустя в стихе что-то нужно будет исправить, сделав, таким образом, все произведение лучше. А иногда позже даже может появиться сомнение в том, что этот стих имеет право на существование. Особенно если он создан в неадекватном состоянии. В любом случае полезно прочитать его несколько раз для себя вслух: автор может услышать сбои ритма, недостаточное созвучие в рифмах, подобрать более подходящие слова. Надо помнить и о том, что со стороны огрехи в стихе всегда видны лучше, поэтому, выложив «сырое» произведение на сайте, можно получить большое количество критических замечаний, что может быть весьма неприятно. Кстати, о критических замечаниях. Они, безусловно, приносят больше пользы, чем умильные ахи и охи по поводу якобы гениального творения. И хорошо бы, если бы наши авторы и читатели давали поменьше откликов типа «замечательно!», «здорово!», «гениально!», «чувственно!», а поясняли, почему они высказываются таким образом – это было бы намного полезнее для автора, как и то, что на явные огрехи стиха было бы указано прямо. Ведь если эти явные огрехи не были замечены, то восторженный рецензер становится на одну доску с авторской промашкой, и никакой пользы для автора в этом нет. Еще хуже, если автор при этом возгордится – это чревато легкой формой графоманства.
А про обычную грамотность и писать бы не хотелось, но что-то многие наши авторы не стремятся себя нею утруждать, а ведь отсутствие грамотности - это еще и пренебрежение к читателю. Мы должны уважать язык, которым пользуемся для создания стихотворений: это ведь наш инструмент. Ну что может создать плотник поломанным молотком, кроме как криво забить гвоздь? Уважения окружающих при этом ему не видать! Так и поэт, пишущий с ошибками – ему хочется сказать «иди – учись!». Ведь ошибки просто убивают весь смысл произведения для грамотного читателя.
И напоследок о любви. Ведь это основная тематика каждого поэтического сайта, в том числе и нашего. Понятно, что любовь – это чувство, в котором изначально заложен некий трагизм, и ее неизменным спутником становятся переживания, обладающие огромной эмоциональной силой. Понятно, что позитивные эмоции, как правило, не отличаются такой многогранностью, как печаль, грусть, тоска и разочарование. Если бы не любовные переживания, не было бы величайших шедевров мирового искусства и литературы. Именно несчастная любовь – это тема, из которой вот уже не одно тысячелетие черпают свое вдохновение поэты.
В юном возрасте познание жизни начинается, конечно же, с любовных переживаний, и именно несчастная любовь впервые толкает человека взяться за перо. Понятно и то, что грустная любовная лирика может быть прочувствована читателем вместе с автором, но может и не тронуть за душу, а причина этого кроется конечно же в художественном исполнении. Несмотря на обилие эмоционального материала, писать стихи о любви сложнее всего, так как описание самых сильных чувств порой звучит довольно банально, потому что на этом поприще до автора уже трудились многие другие поэты. И здесь все зависит от мастерства автора и его поиска новых форм и способов выражения этой знакомой и близкой всем темы. К сожалению, на нашем сайте многие молодые поэты на тему любви рассуждают так коряво, что хочется просто утереть им сопли и погладить их по головке вместо сопереживания. Кстати, большинство рецензий по этому поводу сводится к фразам типа «Ну не переживай, все еще будет хорошо!»
Апостол Павел в первом послании к Коринфянам (гл.13) писал: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти - прекратится. Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое. Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь я знаю отчасти, а тогда познаю, подобно, как я познан. А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше».
Эти слова апостола я привел затем, чтобы напомнить некоторым авторам, что «любовь из них больше», потому что кое – кто из наших авторов (не хочу переходить на личности) позволяет себе на этом сайте посылать матом своих бывших возлюбленных за то, что те их отвергли – о какой любви может идти речь применительно к капризному самцу, игрушка которого проявила желание покинуть своего «владельца»? И надо ли выражать сочувствие такому человеку, на что он, видимо, рассчитывает, публикуя свой «опус»?
И еще. На сайте заметна озабоченность некоторых авторов политическими вопросами. В этом не было бы ничего плохого, если бы эта озабоченность не выражалась с неприкрытой ненавистью к тому, что эти авторы не приемлют. Тем более, если объектом ненависти стали такие же люди, как и мы, братья – славяне, христиане. Но ведь эти люди нам не враги! Еще раз советую им перечитать вышеприведенную цитату: поэт может призывать к ненависти только по отношению к смертельным врагам, а в иных случаях это недопустимо, потому что главная задача поэта – воспевание любви, терпимости, что есть истинно христианским и богоугодным делом.
адреса: https://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=453795
Рубрика: Лирика
дата надходження 10.10.2013
автор: Konst