Кшетра Часть 3 Акт 3 Сцена 1 обн. 17.10

Сцена  1
Стан  Кауравов.  Шатёр  сенапати.  Тело  Бхишмы,  украшенное  гирляндами  лежит  на  возвышении.  Вокруг  собрались  Юдхишдхира,  Арджуна,  Бхимасена,  Дурьодхана,  Судакшина,  Дрона  и  Карна.

Юдхишдхира

Утрат  нет  общих,  равноценные,  бывают.

Бхимасена

Но  гибель  Бхишмы,  как  предвестник  смерти  мира.

Юдхишдхира
(Глядя  на  входящих  предводителей  всех  племён,  участвующих  в  битве)

Порою  весть  летит  скорей  дыханья  Ваю.

Бхимасена
(Кивая  в  сторону  Дурьодханы  и  его  братьев)

Желала  сотня  душ,  того,  одна  –  творила.  

Дурьодхана

Кто  поведёт  вас,  Кауравы?  Кто  возглавит?
Как  гибнет  дерево,  лишённое  вершины,
Вы  оступились  на  пути,  ведущем  к  славе:
Махатмы  смерть  исход  сраженья  предрешила.

Судакшина

Перед  Пандавами  растерянность  являя,
Ты  сам  всех  мыслимых  надежд  себя  лишаешь.
Пронзила  Бхишму,  Индры  ваджра  громовая,
Но  Махешвара  благосклонен  к  нам  тогда  лишь,
Когда  мы  милости  Всевышнего  достойны,
А,  значит,  был  не  столь  безгрешен,  рши,  Махатма…

Дрона
(Негодующе)

Тебе  ль,  трусливый  пёс,  глумиться  над  покойным?!
Он  –  воплощенье  справедливости  –  Дхарматма!

Карна
(Кладя  руку  на  плечо  Дроны)

Не  горячись:  мы,  все  –  орудья  Его  воли.
Приберегите,  Куру,  ярость  для  Пандава.

Дрона

Когда  найдёшь  иной  исход  душевной  боли,
То,  дай  мне  знать.

(Обращаясь  к  усопшему  товарищу)

Ваджра  –  «громовая  стрела»,  мифическое  оружие  царя  богов  громовержца  Индры  в  его  сражениях  с  демонами,  образец  твердости  и  мощи
Дхарматма  –  воплощение  справедливости,  один  из  эпитетов  Рамы
Покойся  с  миром,  Дивья-бхава.  

(Уходит)

Юдхишдхира
(Дурьодхане)

По  праву  родственника  кровного  Махатмы,
Желая  должное  воздать  останкам  Бхишмы,
Позволь  предать  огню  «темницу»  для  дехатмы:
Чьё,  видит  Бог,  второе  имя  –  Дхарма-ништха.

 (Дурьодхана,  всё  еще  подавленный  смертью  великого  воина,  молчаливо  кивает,  не  смея  возразить  брату.
(После  проведения  всех  необходимых  приготовлений,  на  освящённом  брахманами  месте,  посыпанном  соломой,  возводится  погребальный  костёр  из  специально  привезенных  сандаловых  стволов.  Юдхишдхире,  как  принцу  царской  крови  позволяется  провести  жертвоприношение  для  умилостивления  богов)

Юдхишдхира
(Обмакнув  пальцы  в  золотом  сосуде,  наполненном  водой  священной  Ганги,  кропит  ею  обнажённую  голову)

В  день  изо  дня  к  тебе  о,  Агни,  мы  приходим,
Неся  смиренно  поклонение  с  молитвой.
Ждём  появленья  твоего,  приятный  многим,
О  семипламенный  Павака,  жар  самхиты!
О,  Вайшванара  неба,  жертвы  отвозящий,
Доставь  богам  благоуханье  подношений,
И  пусть  внимает  нам,  Чьё  имя  Сомы  слаще  –  
Неиссякаемый  источник  наслаждений.
О,  Хуташана,  сядь  на  жертвенной  соломе,
Прими  бессмертным  возлияния,  Явиштха,
Чья  несравненна  мощь,  а  поступь  невесома.
Ты  неотъемлемая  часть  служенья  –  ништха.
Для  дживы  бхакты  ты  –  врата  Вайкунтхалоки,
Один  из  первоэлементов  Махататтвы.
Хотаров  предков  о  тебе  правдивы  шлоки:
Алкая  жертвы,  освящает  Агни  клятвы.
О,  Агни,  жертвоприношения  саратхи,
Чьё  знамя  –  пища  дэвов  –  клубы  благовоний,  
Богов  избранник  –  обладатель  Парамартхи

(Выливает  в  пламя  топленое  масло)

Прими  из  рук  Пандава  то,  чего  достоин.

(Принимает  из  рук  брахманов  второй  серебряный  сосуд  с  топлёным  маслом)

Дивья-бхава  –  «божественный»,  богоподобный  темперамент,  когда  в  сознании  господствует  саттва.
Дехатма  –  «владыка  тела»;  душа,  существующая  в  материальном  теле.
Дхарма-ништха  –  путь  строгой  нравственности.
Агни  –  Огонь,  космическая  сила  трансформации;  активная  сила  истинного  сознания;  божественная  воля,  вдохновленная  божественной  мудростью;  обожествленный  огонь  во  всех  его  проявлениях.  Божество-посредник  между  Богом,  богами  и  людьми,  возносящий  жертвы  на  небо;  Он  же  Павака  –  «очищающий  (от  грехов)  и  освещающий  огонь»;  Он  же  –  божество  Вайшванара  –  «принадлежащий  всем  людям»,  биологический  огонь,  отвечающий  за  метаболизм,  огонь  пищеварения  во  всех  людях.  Он  же  –  Грихапати  –  огонь  домашнего  очага.  Он  же  –  Явиштха  –  «младший»,  –  огонь,  только  что  полученный  от  дерева.  Он  же  –  Сахахсута  –  «сын  силы»  и  Саучика  –  «острие  иглы»,  Хуташана  –  пожиратель  жертвы.  Агни  –  третий  из  пяти  бхутов  (элементов,  стихий),  из  которых  построен  мир.  «Семипламенный»,  –  изображается  с  семью  языками,  которыми  он  вылизывает  масло,  приносимое  ему  в  жертву.  
Ништха  –  «постоянное,  без  перерывов»;  твердая  вера  во  Всевышнего,  в  Его  Святое  Имя.
Хотар  -  жрец,  занимающийся  декламацией  гимнов  Ригведы.  Произнося  их,  он  просил  богов  принять  жертвы.
Парамартхи  -  высшее  богатство.
О,  Индра,  раджа  основателей  династий,
Неодолимый  повелитель  пьющих  сому,
Ты  различал  всегда:  кто  арии,  кто  –  дасью,
Молю,  сюда,  вели  явиться  дэвов  сонму!
Да  оградит  нас  от  несчастий  твоя  ваджра…

Дурьодхана

Довольно  сказано,  Юдхишдхира,  довольно!
Мы  славим  Господа  в  творенье  Его  каждом…

(Выхватывает  из  рук  Пандава  сосуд  с  маслом  и  поспешно  выливает  его  в  огонь.  Затем,  выхватывая  пылающую  головню,  бросает  её  в  погребальный  костёр).

Пускай  же  боги  не  чинят  препятствий  войнам!

(Собравшиеся  в  ужасе  отшатываются  от  Дурьодханы)

Юдхишдхира
(Задумчиво  глядя  в  пламя)

Достоин  смерти  тот,  кто  ягью  прерывает.
Бхарата-варши  «заросла  травою  сорной».
Где  бы  не  чтили  Бога:  в  поле  или  в  храме
Прервать  молящихся  –  великий  грех.

Арджуна

Бесспорно.
Равно  как  то,  что  безнаказанным  оставить
Мы  преступление  подобное  не  можем.

(Дроне)

Благослови  на  поединок  с  Куру,  свами.

Дрона
(С  готовностью)

Абхайямудра.  Пусть  твой  меч  не  знает  ножен.

Карна

Пандавы  выбрали  замену  сенапати?!

Дрона

Клянусь  богами,  этой  чести  недостоин.

Карна

Оставить  нас,  желаешь,  милости  податель?


При  изложении  генеалогии  Солнечной  династии,  происходящей  от  царя  Икшваку,  сообщается  старинная  легенда  о  соперничестве  двух  великих  мудрецов-риши  –  кшатрия  Вишвамитры  с  брахманом  Васиштхой,  а  при  изложении  происхождения  царей  Лунной  династии,  происходящей  от  Атри,  сына  бога  луны  Сомы.
Ваджра  –  орудие  Индры,  Перун,  молния.
Дрона

Не  отыскать,  ему  подобных,  среди  сотен,
Гораздо  больше  в  знанье  Дхармы  искушённых.
Мне  в  обращении  с  оружием  нет  равных…

Дурьодхана
(Указывая  обнажённым  мечом  на  тлеющие  угли  погребального  костра)

Итог  зловонный  устремлений  воплощенных
Зовёт  нас  долг  исполнить,  Дрона!

Дрона
(В  сторону)

Угли  кармы.
Напрасно,  Бхишме  я  до  этого  не  верил,
Как  видно  сам  Господь  подвигнул  Кауравов,
Дабы  они  себя  раскрыли  в  полной  мере  –    
Свободный  выбор:  исцеленье  и  отрава.
Добропорядочность  вселяет  в  них  тревогу,
Служенье  Богу  вызывает  отвращенье…
Кто  мало  знает,  у  того  желаний  много,
Предвечный  Вишну,  не  введи  во  искушенье.

адреса: https://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=42943
Рубрика: Стихи, которые не вошли в рубрику
дата надходження 17.10.2007
автор: onisoe