Потолок

Середина  лета.  Полдень.  Жара.  По  комнате  бегают  солнечные  зайчики,  в  открытое  окно  ветер  доносит  детский  смех  со  двора.  «Спи!»  –  говорит  мама.  «Спи!»  –  шепчет  бабушка,  но  сна  ни  в  одном  глазу.  Тебе  так  хочется  пойти  во  двор  кататься  на  качелях!  Но  надо  лежать  и  пытаться  заснуть  –  тихий  час  никто  не  отменял.  
Ты  снова  и  снова  рассматриваешь  потолок,  и  в  его  трещинах,  пятнах,  причудливых  узорах,  разводах,  которые  время  оставляет  в  отживших  свое  квартирах,  видишь  карту  страны,  только  твоей  страны,  где  есть  горы  и  реки,  долины  и  леса,  и  никто  не  знает  о  ней,  кроме  тебя.  Ты  мечтаешь  о  том,  чтобы  попасть  в  нее,  чтобы  кататься  на  пони,  есть  сладкую  вату  и  делать  все  то,  что  запрещают  взрослые.  Грезы  приносят  на  своих  крыльях  легкий  послеобеденный  сон,  и  ты  засыпаешь.
А  потом  приходят  гости  –  взрослые  дяди  и  тети,  о  чем-то  говорят  так  серьезно,  что  хочется  вмешаться  в  их  разговор.  И  ты  крутишься  между  ними,  пытаясь  привлечь  их  внимание,  перебиваешь,  громко  рассказываешь  им  о  своем,  детском.  Наконец,  все  их  внимание  приковано  к  тебе,  ты  читаешь  стишок,  который  выучила  в  детском  садике,  поешь  песенку.  Гости  хвалят  тебя,  родители  довольны.  Наконец,  гости  спрашивают:  
-  Сонечка,  а  кем  ты  хочешь  стать,  когда  вырастешь?  
-  Арррртисткой!  –  отвечаешь  ты,  да  так  уверенно  и  громко,  что  все  начинают  смеяться,  а  ты  обижаешься  и  дуешься  –  до  первой  конфеты.

В  школе  учителя  в  один  голос  говорят  родителям,  что  ты  способная,  но  растерянная  девочка,  часто  отвлекаешься  на  уроке,  смотришь  в  окно,  рисуешь  картинки  на  полях  тетрадей  (даже  контрольных!),  читаешь  под  столом  книжки.
Ты  часто  опаздываешь  на  уроки  –  долго  лежишь  в  постели,  мечтая  о  чем-нибудь  сказочном,  пока  не  тормошат  родители.  Ты  уже  большая,  но  тебя  до  сих  пор  отводят  в  школу  и  забирают  из  нее.  «Наша  девочка  очень  мечтательная,  вдруг  дорогу  не  в  том  месте  перейдет»,  –  беспокоится  мама.

Так  тянулось  до  семнадцати,  а  там  –  большой  город,  институт.  По  утрам  совсем  не  вставалось.  Первые  пары  придумали  идиоты,  на  них  все  равно  никто  не  ходит.  Ты  лежишь  в  кровати  до  тех  пор,  пока  не  занемеет  спина,  и  мечтаешь  о  том,  что  наденешь  сегодня  красное  платье,  пойдешь  по  улице  и  встретишь  Его,  и  у  вас  будет  большая-пребольшая  любовь.
И  еще:  ты  станешь  известной  актрисой.  Или  певицей.  Или  писательницей  –  не  суть.  Ты  чувствуешь  в  себе  нечто  «этакое»,  но  еще  не  знаешь,  что  именно.
Но  для  того,  чтобы  надеть  платье,  выйти  на  улицу,  чтоб  хотя  бы  дойти  до  института,  нужно  встать.  И  ты  встаешь  –  ближе  к  двенадцати  –  ведь  ты  же  не  лентяйка,  не  лежебока,  а  просто  мечтательница.  Но  полдень  –  это  уже  не  утро,  а  день,  а  где  день,  там  и  вечер,  и  ты  решаешь,  что  пойдешь  на  пары  завтра,  никуда  они  не  денутся!  Как  лунатик  ты  бродишь  по  комнате,  потом  берешь  в  руки  книжку,  но  ей  недолго  остается  занять  тебя:  вот  ты  уже  смотришь  в  окно  и  гадаешь,  на  что  похожи  облака  (ты  знаешь  столько  их  форм  и  цветов,  что  можешь  прочесть  лекцию).  Потом  ты  рассматриваешь  потолок,  качаясь  на  стуле,  выискивая  взглядом  новое  пятно  или  трещину;  но  нет,  все  по-старому.  Ты  можешь  с  закрытыми  глазами  нарисовать  карту  потолка:  из  правого  дальнего  угла  веером  расходятся  пять  трещин,  вокруг  люстры  –  пятно,  похожее  на  кляксу,  а  над  дверным  проемом  какой-то  шутник  оставил  отпечатки  босых  ног:  четыре  следа  правых  и  три  левых,  размер  43-44.  Ты  вспоминаешь  свою  сказочную  страну  из  детства  и  тепло  улыбаешься.
Этот  период  своей  жизни,  голодный  и  беспомощный,  ты  потом  назовешь  самым  счастливым.  В  это  время  ты  писала  стихи  и  чувствовала  себя  великой  поэтессой,  хотя  никто  не  хвалил  и  не  ругал  их  –  ты  никому  не  показывала  заветную  тетрадку.  Ты  писала  статьи  в  студенческую  газету,  иногда  у  тебя  получались  неплохие  рассказы,  и  ты  не  сомневалась,  что  со  временем  станешь  членом  Союза  писателей.  Тебе  давали  первые  роли  в  театральном  кружке,  а  когда  ты  пела  в  душе,  то  всегда  попадала  по  нотам.
Ты  чувствовала  себя  счастливой  (все  получалось!)  не  смотря  на  то,  что  уже  забыла,  сколько  дают  стипендии.  Родители  помогали,  чем  могли,  то  сумку  передадут,  то  денег  подсунут,  а  добрая  мама  всегда  положит  конфет  в  карман  куртки.  Папа  и  мама  никогда  не  ругали  тебя  за  двойки  и  прогулы.  «Молодая  еще,  глупая,  пусть  живет,  пока  живется,  будет  еще  горе  на  ее  веку»,  –  говорили  они.
Незаметно  учеба  подошла  к  концу.  Какое-то  время  ты  ищешь,  и,  наконец,  находишь  несложную  работенку  с  не  очень  нищенским  окладом.  «Это  все  временно,  я  найду  что-нибудь  получше,  поинтересней»,  –  говоришь  ты  всем.  Родители  вздохнули  спокойно  и  ушли  на  пенсию,  а  ты  ходишь  челноком  «дом-работа,  работа-дом»,  и  чувствуешь  себя  сносно.  Твоя  творческая  жизнь  замерла,  но  ты,  устав  фонтанировать  энергией,  радуешься  спокойствию,  как  тебе  тогда  казалось,  недолгому.
Теперь  по  утрам  не  поваляешься,  надо  вставать  и  идти,  вставать  и  идти,  иначе  будет  нечего  есть.  Но  это  обстоятельство  не  мешает  тебе  мечтать  по  пути  на  работу  и  с  нее.  Ты  постоянно  теряешь  зонты,  ключи,  кошельки,  и  разные  мелочи.  На  работе  ты  рассеяна  и  невнимательна,  а  иногда  просто  «выключаешься»,  глядя  в  окно  выпученными,  немигающими  глазами.  Но,  тем  не  менее,  тебя  любят  –  за  доброту  и  широту  души.  Ты  втягиваешься  в  рутину,  осваиваешься  в  болоте,  и  работа  начинает  казаться  тебе  интересной.
Но  самый  главный  ее  плюс  –  монотонность,  поэтому  голова  практически  не  загружена,  и  ты  целиком  и  полностью  уносишься  в  мир  своих  фантазий.  Какие  замечательные  сказки,  истории,  картины  ты  рисуешь  в  воображении!  Сколько  великолепных  идей  теснится  в  твоей  голове!  Иногда  ты  делаешь  попытки  записать  хоть  что-нибудь  из  своих  фантазий,  но  все  твои  истории  столь  тщательно  продуманы  
(герои,  фразы,  начало  и  конец,  мельчайшие  детали),  что  на  бумаге  писать  уже  нечего  и  неинтересно.  Ты  можешь  выдавить  из  себя  пару  строк,  но  это  дается  тебе  таким  трудом,  что  ты  бросаешь  их,  чтобы  больше  никогда  к  ним  не  вернуться.
Ты  разностороння,  как  Леонардо  да  Винчи,  и  чувствуешь  это,  но  не  предпринимаешь  попыток  реализовать  себя,  ведь  гораздо  легче  придумать  историю,  даже  рассказать  ее,  чем  написать  так,  чтобы  все  было  понятно  не  только  тебе,  но  и  другим.  Ты  вышиваешь  гладью  и  крестиком,  шьешь  и  рисуешь,  занимаешься  любыми  поделками,  любишь  петь,  и  конечно  же,  без  конца  придумываешь  сюжеты,  героев,  названия,  кульминации  и  концовки  для  своих  историй.  А  еще  у  тебя  пять  кошек  –  надо  же,  чтобы  кто-то  ждал  дома.  Ты  обожаешь  их,  кормишь  белым  мясом  и  возишь  по  выставкам.  Кошачьих  медалей  у  тебя  больше,  чем  у  олимпийца,  а  пристроенных  в  добрые  руки  котят  на  твоем  счету  еще  больше,  чем  медалей.
Ты  до  сих  пор  ждешь  своего  принца,  но  никому  не  признаешься  в  этом,  даже  себе,  но  Бог  не  наградил  тебя  одиночеством,  хотя  ты  –  единственный  ребенок  своих  родителей.  У  твоих  двоюродных  и  троюродных  братьев  и  сестер  рождаются  дети,  и  ты  становишься  самой  лучшей  теткой.  Племянники  не  чают  в  тебе  души,  ведь  ты  играешь  с  ними  в  игры  без  устали,  читаешь  им  сказки,  а  больше  всего  им  нравиться  разгадывать  с  тобой  облака  –  в  этом  ты  до  сих  пор  непревзойденный  мастер.
Только  дети  очень  быстро  взрослеют  и  сами  становятся  родителями.  Так  ты  волей-неволей  становишься  бабушкой.
Тогда  ты  в  первый  раз  оглядываешься  назад  и  впервые  понимаешь,  что  за  столько  лет  ты  ничего  не  достигла  и  ничего  не  добилась  от  себя.  Ты  даже  не  поменяла  работу,  не  говоря  уже  о  чем-то  большем.  
Жить  стало  тошно.  По  утрам  незачем  вставать  с  постели.  Лежишь,  глядя  в  потолок,  снова,  как  в  детстве,  изучая  пятна,  и  мечтаешь  о  том,  что  могло  бы  быть,  но  уже  не  будет  –  большая  семья,  и  о  том,  что  еще  может  случиться  (выйдут  в  свет  твои  книги,  например,  правда,  ты  до  сих  пор  не  написала  ни  строчки).  Еще  ты  по-прежнему  мечтаешь  стать  певицей.  Или  актрисой.  Но  тот  возраст,  когда  бросаешь  все  и  начинаешь  жить  сначала,  прошел,  и  ты  чувствуешь,  что  упустила  что-то  важное.
Как  раз  в  это  время  пришло  твое  время  уходить  на  пенсию,  и  ты  совсем  приуныла.  Только  кошки  не  дают  тебе  совсем  упасть  духом.
Постепенно  все  входит  в  свою  колею:  утро-день,  вечер-ночь,  и  это  затягивает,  успокаивает,  убаюкивает.  Ты  находишь  преимущества  в  своем  новом  этапе  жизни:  можно  мечтать,  сколько  влезет,  смотреть  в  окно  часами,  фантазировать  бесконечно,  и  никто  не  будет  мешать.
Постепенно  грань  между  реальностью  и  иллюзией  размылась  настолько,  что  совсем  исчезла  –  и  ты  стала  самым  счастливым  человеком  на  свете.
Старость  –  сумма  неисправленных  ошибок.  Осень  сменяет  другую,  проходят  годы,  а  ты  все  не  меняешься:  голубые  детские  глаза  на  старческом  лице  и  улыбка  –  легкая  и  радостная.  Ты  живешь  спокойно  и  тихо,  так  тихо,  что  твое  помешательство  незаметно  никому,  даже  тебе.
А  потом  ты  упала  и  встать  больше  не  смогла.  Но  ты  ни  капельки  не  расстроилась,  только  жалеешь  о  том,  что  теперь  не  можешь  ничего  записать  из  своих  идей,  и  о  том,  что  уже  не  стать  актрисой.  Теперь  перед  тобой  только  потолок  –  карта  твоей,  только  твоей  страны.  Ты  живешь  в  ней,  и  реальные  события  и  фантазия  переплетены  тесно,  как  пальцы  влюбленных.
Если  спросить  у  тебя  об  этой  стране,  ты  охотно  покажешь  Темный  лес  и  реку  Любви,  пещеру  Страхов  и  ущелье  Храбрости.  Ты  исходила  страну  вдоль  и  поперек  и  знаешь  ее  наизусть.  Ты  любишь  встретить  солнце  у  водопада  Лесных  духов  и  проводить  его  на  берегу  моря  Надежд.  Днем  ты  бродишь  в  лесу  Желаний  и  ешь  клубнику  со  сметаной  (она  там  стоит  в  горшочках,  по  всей  клубничной  поляне,  всегда  свежая),  а  спать  любишь  в  уютном  домике  на  берегу  Веселого  ручья.
В  центре  твоей  страны,  там,  где  люстра,  высится  одинокая,  серая  скала  Воспоминаний.  Тебя  всегда  тянет  к  ней,  на  вершину,  и  ты  часто  приходишь  к  ней,  но  не  всегда  решаешься  подняться  вверх  по  извилистой  тропинке.  Когда  ты  все-таки  взбираешься  по  ней,  вокруг  тебя  начинают  кружить  образы  из  твоего  настоящего  и  выдуманного  прошлого.  Ты  слышишь  горным  эхом  предсмертные  стоны  матери  и  видишь  впереди  своего  долгожданного  принца;  он  настоящее,  чем  пальцы  твоей  руки.  Издалека  до  тебя  доносится  плеск  волн  моря  Надежд,  и  в  нем  ты  слышишь  голос  своей  коллеги  по  работе.  Все  так  путанно  и  страшно,  что  ты  убегаешь  оттуда,  не  поднявшись  и  до  середины.  Но  тебя  всегда  тянет  туда,  и  в  каком  бы  месте  сказочной  страны  ты  ни  была,  ты  видишь  ее,  одинокую,  как  перст,  и  загадочную,  как  волшебник,  и  мечтаешь  добраться  до  вершины.
Однажды  на  рассвете  неведомая  сила  потащила  тебя  к  скале  Воспоминаний.  Ты  начинаешь  подниматься  вверх,  но  память  стала  подсовывать  картины  только  из  твоей  реальной  жизни.  Никаких  иллюзий.  Никаких  фантазий.  Только  правда.  Ощущение  реальности  возвращается  к  тебе,  ты  как  будто  выходишь  из  розового  тумана.  25  лет  сидения  в  бумагомарательной  конторе.  Ни  единого  исписанного  твоим  воображением  листа.  Ты  упрямо  поднимаешься  выше,  надеясь,  что  иллюзии  вот-вот  вернуться,  но  они  исчезли  бесследно.
Михаил  Степанович  ухаживал  за  тобой  3  года,  но  ты  не  воспринимала  его  всерьез.
Олег  Петрович  говорил  пышные  комплименты  и  дарил  цветы  –  ты  находила  его  скучным.
Дима  из  параллельной  группы  в  институте  –  ты  посчитала,  что  найдешь  лучше.
Не  нашла.
Никого  нет  и  ничего  нет  –  и  никаких  иллюзий.  Только  это  ждало  тебя  на  долгожданной  вершине.
Не  выдержав,  ты  сбросилась  вниз  со  скалы  Воспоминаний,  и  тихо   умерла  во  сне.
Прощай,  Соня.

адреса: https://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=415753
Рубрика: Лирика
дата надходження 04.04.2013
автор: Наталья Васильева (Цыгичко)