Пролог

«Если  же  скажут  тебе:  «куда  нам  идти?»,  то  скажи  им:  так  говорит    Господь:  кто  обречен  на  смерть,  иди  на  смерть;  и  кто  под  меч,  —  под  меч;  и  кто  на  голод,  —  на  голод;  и  кто  в  плен,  —  в  плен.»
                                                                                                                               Иеремия  15:2

***

Течет  Синюха.  Несет  свои  воды  к  Бугу.  Сотни  лет,  тысячелетия  отмеряя  своим  течением.  Синяя,  потому  что  родники  минералами  насыщены.  Целебная  вода  в  Синей  реке.  Прекрасна  природа.  Не  лучше  мест  на  Земле.  Нет  богаче  рек  и  озер.  Нет  щедрее,  плодороднее  полей.  Дающая  жизнь  земля.  Житница.  Сказочно  богатый  край,  дарящий  свои  богатства  людям.

***

Чистым  и  непочатым  источником  духовности  каждого  человека  есть  любовь  к  своему  краю,  к  своему  народу.  История  народа  сплетается  из  тысяч  судеб  людей,  которые  имеют  общее  этническое  происхождение,  общую  историю.  Нация  и  народ  –  это  понятия,  которые  часто  относятся  не  к  определенному  государству  в  определенном  историческом  времени.  Главное,  что  дает  возможность  той  или  иной  общности  людей  назвать  себя  народом,  –  это,  кроме  единых  для  представителей  сообщества,  –  общности    языка,  культуры,  вероисповедания,  территории  проживания,  государства,  антропологического  типа  и  других  особенностей,  –  глубинное  осознание  ее  членами  своего  единства,  ответственности  и  причастности  к  сохранению  и  передаче  грядущим  поколениям  именно  своего  исторического  и  культурного  наследия.  Сущность  человека  как  части  общества  состоит  из  двух  составляющих.  Первая  –  кровно-родственная  связь:  "человек"  –  "семья"  –  "род".  А  над  родами  –  "нация",  перерастающая  в  "народ".  Вторая  –  социальная  связь:  "человек"  –  "община"  –  "племя"  –  "государство"  –  "народ".  Итак,  нация  –  общность  людей,  которые  осознают  свое  кровное  родство,  народ  –  общность  людей,  которые  осознают  свое  государственное  единство.  Как  дерево  гибнет  без  корней,  так  и  человек  не  может  жить  без  своей  истории.  Без  своей  истории  это  будет  уже  другой  человек.  Без  конкретного  человека  это  будет  другая  история.

***

Здесь,  на  этих  берегах,  вершилась  история.  Здесь  пролегала  граница  между  степью  и  лесостепью.  Здесь  в  битвах  между  орачами-пахарями  и  скотарями-кочевниками  зарождалась  государственность.  Во  всем  мире  известны  воинственные  скифы,  обитавшие  на  этих  просторах.  Но  удивителен  факт,  что  территория  стала  не  просто  вотчиной  какого-то  воинственного  народа,  а  колыбелью  всей  современной  европейской  цивилизации.
Современное  разнообразие  этнического  состава  населения  государств  Северного  Причерноморья  является  результатом  продолжительного  исторического  процесса.  Важную  роль  в  его  формировании  сыграло  военно-политическое  развитие  региона.  Народы,  населявшие  эти  земли,  были  наиболее  воинственны  и  организованы.  Историк  Лев  Гумилев  называл  это  явление  пассионарностью.  Наиболее  современные,  по  тем  временам,  техники  обработки  железа  позволили  дорийцам,  киммерийцам,  скифам,  сарматам,  гуннам,  славянам  стать  самой  грозной  и  влиятельной  силой  не  только  в  Европе,  но  и  в  Азии…

***

Возле  Синей  реки  в  50-х  годах  18  столетия  поселилась  группа  болгар,  прибывших  на  земли  Новосербии  с  Балкан.  На  окраинах  своих  владений  в  Северном  Причерноморье  российские  императоры  создавали  новые  военно-административные  единицы.  Выдающийся  российский  историк  Н.С.  Державин  в  своей  книге  «Болгарские  колонии  в  России»  писал:  «Первые  достоверные  сведения  о  поселении  болгар  в  Новороссийском  крае  датируются  серединой  ХVIII  столетия,  когда  указом  Правительствующего  Сената  от  24-го  апреля  1752  года  болгарские  поселенцы  были  водворены  сперва  в  Новомиргороде  на  реке  Выси,  а  затем  в  селениях  сербского  гусарского  полка  по  реке  Синюха  (ныне  селение  Ольшанка)».
Вблизи  поселка  переселенцы  построили  небольшое  земляное  укрепление  –  шанц.  Участвовали  в  войне  с  Османской  империей  1768-1774  гг.  В  1774  году  из-за  Дуная  вместе  с  российской  армией  прибыли  на  Синие  воды  еще  400  семей  хлеборобов-болгар.  Поселились  в  Ольшанке.  Еще  500  болгарских  семей  вошло  в  состав  Бугского  казачьего  войска.  Они  поселились  на  землях  Херсонской  губернии.  Осваивали  степь:  строили  дома,  высаживали  сады,  засевали  поля.
Через  полторы  сотни  лет  население  болгарских  сел  и  хуторов  выросло  более  чем  в  двадцать  раз.  Ольшанка  была  центром  12-го  округа  военных  поселений.  Военные  поселяне  находились  под  защитой  императорского  дома.  Никогда  не  были  они  в  рабской  зависимости  от  помещиков,  не  терпели  барского  произвола.  Императорские  особы  Елизавета,  Екатерина  ІІ,  Александр  І  посещали  трудолюбивых  подданных.  Полководцы  Румянцев  Задунайский,  Суворов  и  Кутузов  были  высокого  мнения  о  чертах,  присущих  болгарским  воинам,  -  смелости,  решительности,  основательности…

***

Течет  Синюха.  Несет  свои  воды  к  Бугу.  Здесь  у  этих  жемчужных  берегов  Синюхи,  Ташлыка,  Ингула,  Ворсклы  и  Самары  разыгралась  грандиозная  драма  –  уничтожение  великого  народа,  стоявшего  у  истоков  мировой  цивилизации.

адреса: https://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=285745
Рубрика: Лирика
дата надходження 12.10.2011
автор: Сергій Пєтков