«Если же скажут тебе: «куда нам идти?», то скажи им: так говорит Господь: кто обречен на смерть, иди на смерть; и кто под меч, — под меч; и кто на голод, — на голод; и кто в плен, — в плен.»
Иеремия 15:2
***
Течет Синюха. Несет свои воды к Бугу. Сотни лет, тысячелетия отмеряя своим течением. Синяя, потому что родники минералами насыщены. Целебная вода в Синей реке. Прекрасна природа. Не лучше мест на Земле. Нет богаче рек и озер. Нет щедрее, плодороднее полей. Дающая жизнь земля. Житница. Сказочно богатый край, дарящий свои богатства людям.
***
Чистым и непочатым источником духовности каждого человека есть любовь к своему краю, к своему народу. История народа сплетается из тысяч судеб людей, которые имеют общее этническое происхождение, общую историю. Нация и народ – это понятия, которые часто относятся не к определенному государству в определенном историческом времени. Главное, что дает возможность той или иной общности людей назвать себя народом, – это, кроме единых для представителей сообщества, – общности языка, культуры, вероисповедания, территории проживания, государства, антропологического типа и других особенностей, – глубинное осознание ее членами своего единства, ответственности и причастности к сохранению и передаче грядущим поколениям именно своего исторического и культурного наследия. Сущность человека как части общества состоит из двух составляющих. Первая – кровно-родственная связь: "человек" – "семья" – "род". А над родами – "нация", перерастающая в "народ". Вторая – социальная связь: "человек" – "община" – "племя" – "государство" – "народ". Итак, нация – общность людей, которые осознают свое кровное родство, народ – общность людей, которые осознают свое государственное единство. Как дерево гибнет без корней, так и человек не может жить без своей истории. Без своей истории это будет уже другой человек. Без конкретного человека это будет другая история.
***
Здесь, на этих берегах, вершилась история. Здесь пролегала граница между степью и лесостепью. Здесь в битвах между орачами-пахарями и скотарями-кочевниками зарождалась государственность. Во всем мире известны воинственные скифы, обитавшие на этих просторах. Но удивителен факт, что территория стала не просто вотчиной какого-то воинственного народа, а колыбелью всей современной европейской цивилизации.
Современное разнообразие этнического состава населения государств Северного Причерноморья является результатом продолжительного исторического процесса. Важную роль в его формировании сыграло военно-политическое развитие региона. Народы, населявшие эти земли, были наиболее воинственны и организованы. Историк Лев Гумилев называл это явление пассионарностью. Наиболее современные, по тем временам, техники обработки железа позволили дорийцам, киммерийцам, скифам, сарматам, гуннам, славянам стать самой грозной и влиятельной силой не только в Европе, но и в Азии…
***
Возле Синей реки в 50-х годах 18 столетия поселилась группа болгар, прибывших на земли Новосербии с Балкан. На окраинах своих владений в Северном Причерноморье российские императоры создавали новые военно-административные единицы. Выдающийся российский историк Н.С. Державин в своей книге «Болгарские колонии в России» писал: «Первые достоверные сведения о поселении болгар в Новороссийском крае датируются серединой ХVIII столетия, когда указом Правительствующего Сената от 24-го апреля 1752 года болгарские поселенцы были водворены сперва в Новомиргороде на реке Выси, а затем в селениях сербского гусарского полка по реке Синюха (ныне селение Ольшанка)».
Вблизи поселка переселенцы построили небольшое земляное укрепление – шанц. Участвовали в войне с Османской империей 1768-1774 гг. В 1774 году из-за Дуная вместе с российской армией прибыли на Синие воды еще 400 семей хлеборобов-болгар. Поселились в Ольшанке. Еще 500 болгарских семей вошло в состав Бугского казачьего войска. Они поселились на землях Херсонской губернии. Осваивали степь: строили дома, высаживали сады, засевали поля.
Через полторы сотни лет население болгарских сел и хуторов выросло более чем в двадцать раз. Ольшанка была центром 12-го округа военных поселений. Военные поселяне находились под защитой императорского дома. Никогда не были они в рабской зависимости от помещиков, не терпели барского произвола. Императорские особы Елизавета, Екатерина ІІ, Александр І посещали трудолюбивых подданных. Полководцы Румянцев Задунайский, Суворов и Кутузов были высокого мнения о чертах, присущих болгарским воинам, - смелости, решительности, основательности…
***
Течет Синюха. Несет свои воды к Бугу. Здесь у этих жемчужных берегов Синюхи, Ташлыка, Ингула, Ворсклы и Самары разыгралась грандиозная драма – уничтожение великого народа, стоявшего у истоков мировой цивилизации.
адреса: https://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=285745
Рубрика: Лирика
дата надходження 12.10.2011
автор: Сергій Пєтков