Хи-хи-хи да Ха-ха-ха (сказка)

Случилось  это  очень  давно,  лет  через  сто  или  двести  после  крещения  Киевской  Руси.  К  тому  времени  древнеславянские  имена  почти  исчезли,  а  людям  при  крещении  уже  давали  хрестианские  имена.  Однако  в  ходу  ещё  были  прозвища  и  часто  у  человека  было  и  имя,  и  прозвище.
Так  вот  именно  тогда  в  одном  селе  в  центре  Киевской  Руси  жили-были  старик  со  старухой,  а  село  распологалось  недалеко  от  большой  дубравы  с  полянами.  Старика  по-настоящему  звали  Иваном,  а  его  жену,  старуху  звали  Марьей.  Это  были  нехорошие  люди  жадные,  завистливые,  пакостные,  льстивые,  злобные  и  ленивые.  Старик  к  тому  же  был  ещё  и  очень  ехидным,  а  старуха  —  злорадной  сплетницей.
За  эти  качества  их  в  селе  никто  не  любил,  зато  боярин,  на  землях  которого  стояло  село,  за  доносы  стариков  на  односельчан  назначил  старика  старостой,  то  есть  сельской  властью.  Поэтому  односельчанам  приходилось  терпеть  доносы,  пакости  и  ехидство  старика  так  же,  как  и  злорадство  и  сплетни  его  старухи.
Ехидство  старика  и  злорадство  старухи  особенно  проявлялось  в  их  смехе.  Старик  всегда  смеялся  ехидненько:  «Хи-хи-хи!»  -  а  старуха  злорадно:  «Ха-ха-ха!».  За  это  промеж  собой  люди  их  так  и  прозвали  —  старика  Хи-хи-хи,  а  старуху  Ха-ха-ха.  Эти  прозвища  так  прилипли  к  старикам,  что  люди  не  всегда  могли  вспомнить  их  настоящие  имена.
Старик  очень  любил  сине-фиолетовый  цвет,  а  старуха  любила  ярко-жёлтый.
Поэтому  на  праздники  старик  надевал  сине-фиолетовую  рубаху,  а  старуха  надевала  ярко-жёлтый  сарафан.  В  обычные  дни  они  носили,  как  и  все  тогда,  одежду  из  отбеленого  на  солнце  домотканого  полотна,  что  позволяло  им  незаметно  подкрасться  к  людям,  подслушать  разговор  и  потом  доносить  всё  боярину.  Боярину  как  любой  власти  очень  нужно  было  знать,  что  люди  думают.  За  эти  доносы  и  любил  боярин  стариков,  ведь  благодаря  доносам  он  всё  знал,  что  происходит  в  селе.
Долго  пакостили  своим  односельчанам  старик  со  старухой,  так  долго,  что  полностью  уверовали  в  свою  безнаказанность  потому  что  всё  им  сходило  с  рук  благодаря  защите  боярина.  Безнаказанность  у  подлых  людей  всегда  порождает  наглость,  так  часто  происходит  с  людьми,  но  всегда  это  до  поры  до  времени.  Полной  безнаказанности  не  бывает,  но  наглые  люди  об  этом  всегда  забывают,  всегда  считают,  что  их  возмездие  не  коснется.
Сельские  праздники  в  этом  селе  такие,  как  на  Ивана  Купала,  всегда  проходили  на  большой  поляне  в  близлежащей  дубраве.  Однажды  на  такой  праздник  пришел  совсем  посторонний  человек.  Это  был  очень  сильный  и  известный  в  тех  местах  колдун.  Кое-кто  из  его  знакомых  давно  уже  ему  жаловались  на  старика  Хи-хи-хи  и  его  старуху  Ха-ха-ха  и  даже  просили  его  их  проучить  так,  чтобы  они  перестали  людям  пакостить,  да  колдуну  всё  было  недосуг.  Однако  в  этот  раз  кодун  был  посвободней,  откликнулся  на  эти  просьбы  и  специально  заглянул  в  это  село  на  сельский  праздник.
Колдун  пришёл,  стал  недалеко  от  старика  со  старухой  и  начал  за  ними  наблюдать.  Старуха  Ха-ха-ха  сидела  на  дубовой  колоде  в  стороне  от  всеобщего  веселья  в  своём  праздничном,  ярко-жёлтом  сарафане,  а  за  её  спиной  стоял  старик  Хи-хи-хи  в  своей  праздничной,  сине-фиолетовой  рубахе.  Старик  со  старухой  только  и  делали,  что  потешались  над  всеми  в  своё  удовольствие.  И  все  и  у  всех  всё  им  было  не  так.  Поэтому  и  раздавались  всё  время  стариковое,  ехидное:  «Хи-хи-хи!»  -  и  старухино,  злорадное:  «Ха-ха-ха!».
Не  выдержал  колдун  и  вежливо  спрашивает  стариков:  «Люди  добрые,  а  чего  это  вы  так  над  всеми  насмехаетесь?»  -  А  старик  на  это  грубо  отвечает:  «Не  твоего  ума  дела,  бродяга!  Как  хотим,  так  себя  и  ведём!  А  будешь  лезть  со  своими  вопросами,  то  скажем  боярину  и  он  сразу  же  тебя  в  темницу  и  посадит.  Понял?»  -  «Зря,  зря  ты  со  мной  так  говоришь»  -  спокойно  ответил  колдун.  «Пошёл  прочь  отсюда,  бродяга!»  -  в  ответ  крикнул  старик.  «Хорошо,  я  ухожу,  но,  если  вы  ещё  хоть  раз  засмеётесь,  то  я  вас  накажу.  Предупреждаю  вас  об  этом»  -ответил  колдун  и  пошёл  в  лес  с  поляны.
Старик  со  старухой  переглянулись  да  победно  как  засмеются  на  эти  угрозы  колдуна:  «Хи-хи-хи!»  да  «Ха-ха-ха!»  -  А  колдуну  только  это  и  было  нужно.  Он  знал,  что  стариков  не  остановит  даже  угроза,  потому  что  они  были  полностью  уверены  в  своей  безнаказанности.  Просто  колдун  хотел  дать  старикам  шанс  для  исправления.
На  стариковое  ехидное:  «Хи-хи-хи!»  -  и  старухино,  злорадное:  «Ха-ха-ха!»  -  колдун  остановился,  повернулся  к  ним,  посмотрел  как  старик  со  старухой  над  ним  насмехаются  да  и  говорит:  «Я  вас  предупреждал?  Предупреждал!  Так  что  теперь  пеняйте  на  себя!!  -  Тут  колдун  наклонился,  сорвал  с  земли  одну  травинку,  выпрямился,  взмахнул  ею  в  сторону  смеющихся  старика  со  старухой  и  сказал:  «Так  будьте  же  такой  же  точно  травой  чтобы  я  и  люди  не  слышали  больше  вашего  противного  смеха,  хватит  вам  насмехаться  над  людьми!»  -  тут  же  лес  зашумел  при  этом,  над  стариками  закружился  вихрь  и  на  виду  у  всех  людей  старик  со  старухой  превратились  в  такую  же  траву,  какая  была  в  руке  колдуна,  только  в  большую  в  рост  старика.
Трава  эта  была  с  зелеными  ланцетными  листьями,  а  на  стебле  цвели  соцветия  сверху  с  сине-фиолетовыми  прицветниками,  как  рубаха  старика,  а  ниже  с  ярко-желтыми  цветками,  как  сарафан  старухи.  В  последний  раз  раздалось  стариковское,  ехидное:  «Хи-хи-хи!»,  -  старухино,  злорадное:  «Ха-ха-ха!»  -  и  всё  смолкло.  И  тут  же  наступила  тягостная  гнетущая  тишина  и  на  поляне,  и  в  лесу,  да  и  колдун  исчез  так  как  будто  его  и  вовсе  не  было.
Люди  со  страха  тут  же  разбежались.  Праздник  кончился.  Потом  приезжали  слуги  боярина  узнать,  куда  это  подевались  староста  с  женой.  Однако  ничего  не  добившись  поехали  восвояси.  Позднее  через  несколько  недель  боярин  назначил  нового  старосту,  но  тот  очень  боялся  колдуна  и  уже  не  пакостил  людям  так,  как  пакостили  старик  Хи-хи-хи  со  старухой  Ха-ха-ха.  Казалось  всё  успокоилось.
Года  три  люди  обходили  ту  поляну  стороной,  а,  когда  пришли,  то  обнаружили  на  этой  поляне  много  такой  травы  у  деревьев  и  у  кустов,  в  какую  превратил  колдун  подлых  стариков,  но  уже  обыкновенного  травяного  роста.  Стали  люди  вспоминать  как  звали  старика  Хи-хи-хи  и  старуху  Ха-ха-ха  по-настоящему  и  не  сразу,  но  всё  же  вспомнили,  что  старика  звали  Иваном,  а  старуху  Марьей.  С  тех  пор  эту  траву  так  и  называют  Иван-да-Марья.  И  что  интересно  —  плохие  качества  старика  и  старухи  передались  траве.  Старик  был  жадным,  подлым,  ленивым,  льстивым  и  ехидным,  а  старуха  была  злой,  жадной,  завистливой,  злобной  и  злорадной,  -  и  поэтому,  если  кто-либо  сплетал  венок  из  этой  травы  и  надевал  его  себе  или  кому-либо  на  голову,  то  у  надевшего  венок  человека  проявлялось  в  характере  одно  из  этих  плохих  качеств,  если  и  не  навсегда,  то  хотя  бы  на  время.  Люди  это  заметили  и  поэтому  в  том  селе  да  и  в  окресных  сёлах  никогда  не  плели  венок  из  этой  красивой,  но  очень  нехорошей  травы  с  ядовитыми  семенами.  Коровы,  если  наедаются  травы  Иван-да-Марья,  то  дают  горькое  молоко,  ну  а  если  люди  наедятся  семян  этой  травы,  то  могут  совсем  отравится.
Так  что  лучше  из  травы  Иван-да-Мария  не  плести  венки,  не  класть  их  на  голову  и  тем  более  не  глотать  её  семена,  а  так  же  не  кормить  ею  скот.
Так  появилось  название  для  этой  нехорошей  и  опасной  травы  Иван-да-Марья.  Второе  её  название  марьянник  дубравный.  Не  зря  видно  старуха  сидела  на  дубовой  колоде.  Иногда  дикие  анютины  глазки  тоже  называют  Иван-да-Марья,  но  это  не  верно.  Дикие  анютины  глазки  не  нужно  так  называть  это  совсем  другой  цветок..  Трава  Иван-да-Марья  и  марьянник  дубравный  это  одна  и  та  же  трава.  И  по-латыни  они  оба  называются  одинаково  Melampyrum  nemorosum.
2009г.
г.  Ивано-Франковск.  Украина
©    afonskiy

адреса: https://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=141144
Рубрика: Стихи, которые не вошли в рубрику
дата надходження 12.08.2009
автор: afonskiy