Удивительное свойство приобретают иногда некоторые тексты. Вот заходишь поздним вечером на наш любимый сайт Розовой Поэзии, выбираешь себе какой-нибудь стих и в предвкушении читаешь, надеясь найти то, что твоей душе необходимо на данный момент. Прочитаешь один раз - вроде ничего душа не обрела в этом стихе, уже рука потянулась закрыть страничку и открыть новый стих. Но что-то останавливает Вдумчивого Читателя - какой-то образ, столь близкий, но тяжело раскрываемый.
Бывает, образ зарыт так глубоко, что очень сложно его понять, даже если удалось после тщательных раскопок вытащить на поверхность сознания и очистить от паразитирующих ляпов. Тогда наступает разочарование - вот она, авторская находка, она великолепна, по сути, уникальна, но обездвижена, замурована, прикована цепями к прыгающим блохам-словам, которые облепили и покусывают этот образ со всех сторон, делая его чудовищно нелепым, иногда абстрактным и бессмысленным. Какие могут быть причины столь роковой небрежности Автора? Это остаётся загадкой. Можно лишь предположить, что Автор недостаточно начитан; нетерпение Автора поскорее опубликовать недоработанное произведение в надежде отхватить очередную порцию набора смайлов и хвалебных отзывов типа: «вы сегодня прекрасны», «от любви до ненависти один шаг», «вы потрясаете свое метафоричностью», «вот вам тортик и чай» и т.д. А может Автор не вполне осознаёт, что создал уникальный образ и, сам того не ведая, заживо хоронит его в своём неумении раскрыться до дна. Таких причин может быть великое множество, но речь сейчас не о них.
Это всего лишь некоторые размышления обычного Вдумчивого Читателя, который одним летним вечером читал стихи на Розовом Сайте Поэзии. В качестве примера Похороненных Образов, предлагаю ознакомиться с несколькими текстами, чтобы наиболее развёрнуто изучить убитые в зародыше стихи, никогда так и не ставшие стихами. Возможно, после разбора, Авторы смогут возродить в них Жизнь.
Иллиада :: В комнате
"Она любила летать по ночам"
Маргарита в бешенстве бьется бабочкой,
пытаясь расколоть утро нАдвое,
открывает шторы мр(амо(р)а), а там -
воздух пахнет чугунной оградою.
Маргарита босая прикована к подоконнику.
Плюет в стекло, бросает в окно пепельницу.
На прохожих льется дождь из осколков,
Они глупые, стоят без зонтиков, не шевЕлятся.
-----------------------------------------------------
В комнате пахнет аптекой, корицей и горечью.
Маргарита свернулась калачиком у батареи.
"Мастер уже не придет" - бьет по раме форточка.
Маргарита, уткнувшись носом в колени, не верит.
ID: 114917
Рубрика: Стихи, экспериментальная поэзия
дата поступления 03.02.2009 05:39:30
автор: Илиада
Давайте посмотрим, где в этом произведении есть авторские находки, а где наиболее провальные места.
Стих сам по себе небольшой, поэтому Вдумчивый Читатель настроился на полную концентрацию мыслей и подсознания Автора.
И что он видит. За эпиграф взята фраза из романа «Мастер и Маргарита», что уже заранее сообщает о присутствии в произведении известных персонажей. «Смелый шаг», - подумал Читатель, - «сколько написано уже на эту тему, сколько спето. Видимо, Автор настолько уверен в себе, что решил написать что-то новое о них».
И вот, начало стиха:
«Маргарита в бешенстве бьется бабочкой,
пытаясь расколоть утро нАдвое,
открывает шторы мр(амо(р)а), а там -
воздух пахнет чугунной оградою»
начало красивое, я бы даже сказала – сильное. Порхающая бабочкой Маргарита пытается расколоть утро надвое, шторы мрамора (в «мрамор» заложено несколько понятий – любовь, холодный камень) – звучит холодно, торжествующе. Воздух с примесью запаха чугунной ограды – Читатель чувствует терпкий влажный воздух, сквозит сыростью, полумраком. Стены постепенно сдавливают пространство.
Комната становится похожа на склеп, расколотое утро, словно в калейдоскопе, меняет иллюзии света Маргариты на чувство страха, смешивает уличные этюды с грязноватым небом и выплёскивает всё это в запертую своим одиночеством комнату. Очень удачное начало. Вдумчивый Читатель растворяется в насыщенно-яркой, но в то же время давящей картинке, предложенной Автором.
В следующей части произведения начинаются некоторые проблемы, отчего суть стиха постепенно рушится:
«Маргарита босая прикована к подоконнику.
Плюет в стекло, бросает в окно пепельницу.
На прохожих льется дождь из осколков,
Они глупые, стоят без зонтиков, не шевЕлятся»
Словно эти две части Автор зачем-то взял и разъединил, отчего возникает осколочное, нецелостное восприятие.
«Маргарита босая прикована к подоконнику»
Очень спорная строка, несущая в себе несколько вопросов, на которые Читатель так и не смог получить ответ. Почему ЛГ босая, чтО этим хотел показать Автор? Кем и зачем она была прикована к подоконнику? Если предположить, что Она ждёт Мастера и всё время смотрит в окно, в надежде Его увидеть, тогда суть «прикованности» можно понять. Но нигде до этого момента не было сказано о столь томительных ожиданиях. Следовательно, Читатель приходит к выводу, что ЛГ всё же кто-то приковал в босом виде. Далее события развиваются стремительно:
«Плюет в стекло, бросает в окно пепельницу.
На прохожих льется дождь из осколков,
Они глупые, стоят без зонтиков, не шевЕлятся»
Вдумчивый Читатель уже выяснил, что ЛГ прикована к подоконнику, но что за удивительные метаморфозы происходят с Маргаритой дальше! Она бросает пепельницу в окно (!!!). Читатель серьёзно озадачен – как такое возможно – бросить в стекло с очень близкого расстояния столь увесистый предмет. Осколки неотвратимо полетели в Маргариту, рука вся разрезана, море крови. Никаких подробностей о произошедших кровавых событиях.
Осколки падают и на улицу, где суетятся невинные прохожие.
«Они глупые, стоят без зонтиков, не шевЕлятся»
Странное непонимание Автором прохожих. Вдумчивый Читатель ещё сильнее углубился в стих. Представил себя, выходящего ранним утром из дома и берущим на всякий случай зонтик. Но не случай дождя. А вдруг босая Маргарита, прикованная к подоконнику, запустит пепельницей Мастера в окно, и «польются» осколки стекла на головы беспечных прохожих. Это такой город, где с неба падает не дождь, а летит с верхних этажей битое стекло.
«В комнате пахнет аптекой, корицей и горечью.
Маргарита свернулась калачиком у батареи.
"Мастер уже не придет" - бьет по раме форточка.
Маргарита, уткнувшись носом в колени, не верит»
Опять можно наблюдать глобальные несостыковки. Маргарита, только что прикованная (хотя мы и не знаем кем и за что) к подоконнику, теперь «свернулась калачиком» у батареи. Каким образом она умудрилась свернуться калачиком, да ещё у батареи, пребывая в ограничивающем движения положении? Столь существенные «провисания» в таком маленьком тексте разрушают и без того его хрупкую конструкцию.
«Маргарита, уткнувшись носом в колени, не верит»
Читатель не смог ни выполнить этого действия, ни представить как это будет выглядеть. Допустим, Маргарита всемирно известная цирковая акробатка и обладает безупречной гибкостью тела. Но вот в чём интрига не верить, уткнувшись носом в колени? Оттого, что нос в коленях, происходит наиболее сильное неверие?
Несмотря на некоторые несостыковки в тексте, стих можно спасти, есть очень удачные места, открыто просматриваемые, есть образность, хоть и с трудом видимая под развалами неудачно поданных событий.
Взять хотя бы те же зонтики и льющийся дождь осколков. Целиком заштампованная фраза «дождь осколков», но можно было обыграть по-другому, сделать так, чтобы этот штамп заиграл глубокими насыщенными метафорами.
Автор молод, но уже в её стихах Вдумчивый Читатель видит собственный стиль, атмосферность, смелые шаги в попытках создать что-то своё, особенное.
( Небольшая правка - слова «надвое» и «шевелятся» под другими ударениями не читаются. Автор без причины выделил ударные гласные)
Продолжение о текстах, не ставших стихами, следует.
Если, читатели и Авторы этого пожелают, конечно.
p.s нужны ли такие рецензии Авторам?
адреса: https://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=132384
Рубрика: Стихи, которые не вошли в рубрику
дата надходження 02.06.2009
автор: white_snow