тексты, которые не стали стихами (попытка заглянуть вглубь произведений)

Удивительное  свойство  приобретают  иногда  некоторые  тексты.  Вот  заходишь  поздним  вечером  на  наш  любимый  сайт  Розовой  Поэзии,  выбираешь  себе  какой-нибудь  стих  и  в  предвкушении  читаешь,  надеясь  найти  то,  что  твоей  душе  необходимо  на  данный  момент.  Прочитаешь  один  раз  -  вроде  ничего  душа  не  обрела  в  этом  стихе,  уже  рука  потянулась  закрыть  страничку  и  открыть  новый  стих.  Но  что-то  останавливает  Вдумчивого  Читателя  -  какой-то  образ,  столь  близкий,  но  тяжело  раскрываемый.  
         Бывает,  образ  зарыт  так  глубоко,  что  очень  сложно  его  понять,  даже  если  удалось  после  тщательных  раскопок  вытащить  на  поверхность  сознания  и  очистить  от  паразитирующих  ляпов.  Тогда  наступает  разочарование  -  вот  она,  авторская  находка,  она  великолепна,  по  сути,  уникальна,  но  обездвижена,  замурована,  прикована  цепями  к  прыгающим  блохам-словам,  которые  облепили  и  покусывают  этот  образ  со  всех  сторон,  делая  его  чудовищно  нелепым,  иногда  абстрактным  и  бессмысленным.  Какие  могут  быть  причины  столь  роковой  небрежности  Автора?  Это  остаётся  загадкой.  Можно  лишь  предположить,  что  Автор  недостаточно  начитан;  нетерпение  Автора  поскорее  опубликовать  недоработанное  произведение  в  надежде  отхватить  очередную  порцию  набора  смайлов  и  хвалебных  отзывов  типа:  «вы  сегодня  прекрасны»,  «от  любви  до  ненависти  один  шаг»,  «вы  потрясаете  свое  метафоричностью»,  «вот  вам  тортик  и  чай»  и  т.д.  А  может  Автор  не  вполне  осознаёт,  что  создал  уникальный  образ  и,  сам  того  не  ведая,  заживо  хоронит  его  в  своём  неумении  раскрыться  до  дна.  Таких  причин  может  быть  великое  множество,  но  речь  сейчас  не  о  них.  
         Это  всего  лишь  некоторые  размышления  обычного  Вдумчивого  Читателя,  который  одним  летним  вечером  читал  стихи  на  Розовом  Сайте  Поэзии.  В  качестве  примера  Похороненных  Образов,  предлагаю  ознакомиться  с  несколькими  текстами,  чтобы  наиболее  развёрнуто  изучить  убитые  в  зародыше  стихи,  никогда  так  и  не  ставшие  стихами.  Возможно,  после  разбора,  Авторы  смогут  возродить  в  них  Жизнь.

 Иллиада  ::  В  комнате
"Она    любила    летать    по    ночам"

Маргарита    в    бешенстве    бьется    бабочкой,
пытаясь    расколоть    утро    нАдвое,
открывает    шторы    мр(амо(р)а),    а    там    -
воздух    пахнет    чугунной    оградою.
Маргарита    босая    прикована    к    подоконнику.
Плюет    в    стекло,    бросает    в    окно    пепельницу.
На    прохожих    льется    дождь    из    осколков,
Они    глупые,    стоят    без    зонтиков,    не    шевЕлятся.

-----------------------------------------------------

В    комнате    пахнет    аптекой,    корицей    и    горечью.
Маргарита    свернулась    калачиком    у    батареи.
"Мастер    уже    не    придет"    -    бьет    по    раме    форточка.
Маргарита,    уткнувшись    носом    в    колени,    не    верит.

ID:  114917
Рубрика:  Стихи,  экспериментальная  поэзия
дата  поступления  03.02.2009  05:39:30
автор:  Илиада

Давайте  посмотрим,  где  в  этом  произведении  есть  авторские  находки,    а  где  наиболее  провальные  места.
         Стих  сам  по  себе  небольшой,  поэтому  Вдумчивый  Читатель  настроился  на  полную  концентрацию  мыслей  и  подсознания  Автора.
         И  что  он  видит.  За  эпиграф  взята  фраза  из  романа  «Мастер  и  Маргарита»,  что  уже  заранее  сообщает  о  присутствии  в  произведении  известных  персонажей.  «Смелый  шаг»,  -  подумал  Читатель,  -  «сколько  написано  уже  на  эту  тему,  сколько  спето.  Видимо,  Автор  настолько  уверен  в  себе,  что  решил  написать  что-то  новое  о  них».
         И  вот,  начало  стиха:

«Маргарита    в    бешенстве    бьется    бабочкой,
пытаясь    расколоть    утро    нАдвое,
открывает    шторы    мр(амо(р)а),    а    там    -
воздух    пахнет    чугунной    оградою»

начало  красивое,  я  бы  даже  сказала  –  сильное.    Порхающая  бабочкой  Маргарита  пытается  расколоть  утро  надвое,  шторы  мрамора  (в  «мрамор»  заложено  несколько  понятий  –  любовь,  холодный  камень)  –  звучит  холодно,  торжествующе.  Воздух  с  примесью  запаха  чугунной  ограды  –  Читатель  чувствует  терпкий  влажный  воздух,  сквозит  сыростью,  полумраком.  Стены  постепенно  сдавливают  пространство.    
         Комната  становится  похожа  на  склеп,  расколотое  утро,  словно  в  калейдоскопе,  меняет  иллюзии  света  Маргариты  на  чувство  страха,  смешивает  уличные  этюды  с  грязноватым  небом    и  выплёскивает  всё  это  в  запертую  своим  одиночеством  комнату.  Очень  удачное  начало.  Вдумчивый  Читатель  растворяется  в  насыщенно-яркой,  но  в  то  же  время  давящей  картинке,  предложенной  Автором.  
         В  следующей  части    произведения  начинаются  некоторые  проблемы,  отчего  суть  стиха  постепенно  рушится:

«Маргарита    босая    прикована    к    подоконнику.
Плюет    в    стекло,    бросает    в    окно    пепельницу.
На    прохожих    льется    дождь    из    осколков,
Они    глупые,    стоят    без    зонтиков,    не    шевЕлятся»

Словно  эти  две  части  Автор  зачем-то  взял  и  разъединил,  отчего  возникает  осколочное,  нецелостное  восприятие.  

«Маргарита    босая    прикована    к    подоконнику»

Очень  спорная  строка,  несущая  в  себе  несколько  вопросов,  на  которые  Читатель  так  и  не  смог  получить  ответ.  Почему  ЛГ  босая,  чтО  этим  хотел  показать  Автор?  Кем  и  зачем  она  была  прикована  к  подоконнику?  Если  предположить,  что  Она  ждёт  Мастера  и  всё  время  смотрит  в  окно,  в  надежде  Его  увидеть,  тогда  суть  «прикованности»  можно  понять.  Но  нигде  до  этого  момента  не  было  сказано  о  столь  томительных  ожиданиях.  Следовательно,  Читатель  приходит  к  выводу,  что  ЛГ  всё  же  кто-то  приковал  в  босом  виде.  Далее  события  развиваются  стремительно:

«Плюет    в    стекло,    бросает    в    окно    пепельницу.
На    прохожих    льется    дождь    из    осколков,
Они    глупые,    стоят    без    зонтиков,    не    шевЕлятся»

Вдумчивый  Читатель  уже  выяснил,  что  ЛГ  прикована  к  подоконнику,  но  что  за  удивительные  метаморфозы  происходят  с  Маргаритой  дальше!  Она  бросает  пепельницу  в  окно  (!!!).  Читатель  серьёзно  озадачен  –  как  такое  возможно  –  бросить  в  стекло  с  очень  близкого  расстояния  столь  увесистый  предмет.  Осколки  неотвратимо  полетели  в  Маргариту,  рука  вся  разрезана,  море  крови.  Никаких  подробностей  о  произошедших  кровавых  событиях.
         Осколки  падают  и  на  улицу,  где  суетятся  невинные  прохожие.  

«Они    глупые,    стоят    без    зонтиков,    не    шевЕлятся»

         Странное  непонимание  Автором  прохожих.  Вдумчивый  Читатель  ещё  сильнее  углубился  в  стих.  Представил  себя,  выходящего  ранним  утром  из  дома  и  берущим  на  всякий  случай  зонтик.  Но  не  случай  дождя.  А  вдруг  босая  Маргарита,  прикованная  к  подоконнику,  запустит  пепельницей  Мастера  в  окно,  и  «польются»  осколки  стекла  на  головы  беспечных  прохожих.  Это  такой  город,  где  с  неба  падает  не  дождь,  а  летит  с  верхних  этажей  битое  стекло.  

«В    комнате    пахнет    аптекой,    корицей    и    горечью.
Маргарита    свернулась    калачиком    у    батареи.
"Мастер    уже    не    придет"    -    бьет    по    раме    форточка.
Маргарита,    уткнувшись    носом    в    колени,    не    верит»

Опять  можно  наблюдать  глобальные  несостыковки.  Маргарита,  только  что  прикованная  (хотя  мы  и  не  знаем  кем  и  за  что)  к  подоконнику,  теперь  «свернулась  калачиком»  у  батареи.  Каким  образом  она  умудрилась  свернуться  калачиком,  да  ещё  у  батареи,  пребывая  в  ограничивающем  движения  положении?  Столь  существенные  «провисания»  в  таком  маленьком  тексте  разрушают  и  без  того  его  хрупкую  конструкцию.

 «Маргарита,    уткнувшись    носом    в    колени,    не    верит»

Читатель  не  смог  ни  выполнить  этого  действия,  ни  представить  как  это  будет  выглядеть.  Допустим,  Маргарита  всемирно  известная  цирковая  акробатка  и  обладает  безупречной  гибкостью  тела.  Но  вот  в  чём  интрига  не  верить,  уткнувшись  носом  в  колени?  Оттого,  что  нос  в  коленях,  происходит  наиболее  сильное  неверие?

Несмотря  на  некоторые  несостыковки  в  тексте,  стих  можно  спасти,  есть  очень  удачные  места,  открыто  просматриваемые,  есть  образность,  хоть  и  с  трудом  видимая  под  развалами  неудачно  поданных  событий.

Взять  хотя  бы  те  же  зонтики  и  льющийся  дождь  осколков.  Целиком  заштампованная  фраза  «дождь  осколков»,  но  можно  было  обыграть  по-другому,  сделать  так,  чтобы  этот  штамп  заиграл  глубокими  насыщенными  метафорами.  

Автор  молод,  но  уже  в  её  стихах  Вдумчивый  Читатель  видит  собственный  стиль,  атмосферность,  смелые  шаги  в  попытках  создать  что-то  своё,  особенное.
(  Небольшая  правка  -  слова  «надвое»  и  «шевелятся»  под  другими  ударениями  не  читаются.  Автор  без  причины  выделил  ударные  гласные)


Продолжение  о  текстах,  не  ставших  стихами,  следует.  
Если,  читатели  и  Авторы  этого  пожелают,  конечно.  

p.s  нужны  ли  такие  рецензии    Авторам?

адреса: https://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=132384
Рубрика: Стихи, которые не вошли в рубрику
дата надходження 02.06.2009
автор: white_snow