Апофеоз

//быть  может,  если  это  кто-то  возьмется  читать........

псевдо-поэма  в  семь  взглядов

Приходит  день,  приходит  час...
Приходит  миг,  приходит  срок,
И  рвётся  связь...
Ю.  Михайлов  "Песня  Волшебника"


-----------------------------------------------------------------
Допустим,  сцена:  черная,  четко  определённая;  слева,  немного  в  глубине  -  небольшой  столик,  -  такой  же  тёмный,  древний,  тяжелый,  -  рядом  со  столиком  такой  же  стул,  тяжелый,  с  полусотней  острых  углов,  впивающихся  в  пространство;  пара  свеч  на  столе,  что-то  вроде  пепельницы,  пара  оборванных  листов  бумаги  да  поломанный  карандаш.  У  дальнего  края  стола  что-то  темнеет,  то  ли  камень  какой-то,  то  ли  череп,  то  ли  склянки...  И  воздух  -  застывший,  и  вовсе  несуществующий  в  этом  мире.  И  звук  -  постоянный,  неотъемлемый  (первоначальный),  -  мелодия  нескончаемая,  безумная.  

И  ещё  одно,  самое  главное,  -  то,  что  выделяется  из  мрака,  -  почти  посреди  сцены:  он,  -  стоит  тенью,  призраком  в  плаще,  опустив  голову  на  грудь,  обьяв  руками  локти.
-----------------------------------------------------------------

I

-----------------------------------------------------------------
Движение  во  мраке.  Второй  появляется  из  мглы  на  сцене,  очень  спокойно,  медленно  подходит  к  столику,  спокойно  и  беспристрастно  разрывает  тьму  зажжением  свеч,  всё  столь  же  спокойно  разворачивается  и  покидает  пределы  сцены.  Музыка  следует  за  ним,  -  затухает,  умирает...

Резко,  остро  -  звук  (струнный?)  -  разрывает  нарастающую  тишину,  будто  пробуждает  его.  
Он  поднимает  голову,  отпускает  руки;  очень  тяжело,  рвано,  -  как  о  смерти,  -  черно,  отрешенно,  натянуто  произносит:
-----------------------------------------------------------------

Вышло  до  боли  знакомо  -  разорвано,
упрощено,  сведено  до  двоичного:
черное  -  белое,  слово  -  молчание;
ткань  тишины  -  разорвало  созвучием,
ровное  белое  -  строчками  взвинчено...
Что-то,  роднящее  счастье  с  отчаяньем,
что-то,  сломившее  лёгкость  намученым,
что-то  намного  больнее  знакомого,
что-то  ещё  безысходней  привычного…

Старая  выцветшая  фотография,  -
слишком  затёртая  беглыми  взглядами,
слишком  двоичная  и  непонятная...

-----------------------------------------------------------------
голосом  чуть  живее;  медленно,  будто  неуверенно  идет  в  направлении  стола
-----------------------------------------------------------------
Белое  -  черное,  черное  -  белое:
всё  перепутано,  всё  перемешано.
Непрорисованное,  неумелое
как-то  натянуто,  грубо,  невзвешенно,
как-то  нелепо,  бессмысленно  влеплено
в  четкость  пространства,  в  размеренность  времени;
то  -  слишком  яркое,  то  -  слишком  блеклое:
черное  в  белом  размыто,  затеряно;  
белое  -  чёрное  в  хаосе  бешенном,
стянуты,  слеплены  действом  неистовым  -
голосом  ломким  на  время  нанизаны,
голосом  ломким  к  пространству  примешаны...
Слишком  насильное,
слишком  знакомое...

-----------------------------------------------------------------
Слились  тени.  Стол-стул  и  он.  Вливается  в  глубину  стула,  врастает  локтями  в  стол...  Голову  уронив  на  руки,  тише,  надрывнее:
-----------------------------------------------------------------
Долгим  шептаньем  -  свести  до  двоичного,
беглыми  взглядами  выветрить  начисто,  -
станет  до  боли  привычно,
привычно  и
ни  для  чего  совершенно  не  значимо...

-----------------------------------------------------------------
Смолк.  С  тишиной.  Первоначальное  -  музыка  -  вырастает,  -  мгновение  апогея...
-----------------------------------------------------------------

II

-----------------------------------------------------------------
Он  неподвижен.  Из  мрака  -  второй  -  появляется:  спокойно  и  холодно;  у  кромки  мрака  остановлен  тишиной.  Первоначальное  утихает.  Второй  выговаривает  -  с  едва  различимой  усмешкой,  и/или  болью,  с  еле  различимой  тенью  вопроса:
-----------------------------------------------------------------

Ни  для  чего  совершенно  не  значимо...
снова  размыто  и  снова  потеряно  -
голосом  вдруг  из  безумия  схвачено,
дерзко  и  грубо  пришпилено  временем,
слишком  нелепо  к  пространству  приклеяно,  -
слишком  непрочно...  

Нелепо,  незначимо  
в  небо  выкрикивать  до  помешательства,
до  исступления,  хрипло  и  ломано...
Слово  за  словом  -  в  безвыходность  сковано,
слито  в  безжизненность...  

-----------------------------------------------------------------
(тверже,  до  выкрика)
-----------------------------------------------------------------
"Начисто,  начисто!"  -
небо  ж  -  как  проклято,  небо  -  безликое,  -
тучи  и  сумерки  -  маской  завешено
небо...  
столь  чуждо...
немыслимо  дикое  -
в  небо  бросать  всё,  что  так  понамешано,
в  небо  выбрасавать  слепки  созвучия  -
слишком  насильное,  слишком  знакомое...
...
-----------------------------------------------------------------
(пауза.  спокойнее):
-----------------------------------------------------------------
Снова  забыться  и  всё  -  как  по-новому:
слишком  безвыходно
сковано  случаем...

-----------------------------------------------------------------
мгновение-пауза.  Второй  уходит  во  мглу  -  тихо,  "неприметно".
Он  -  увлеченно  -  вырывает  из  плоскости  бумаги  строки;  монотонно-ритмично:
-----------------------------------------------------------------
строчка  за  строчкой...
строка  за  строкой...

-----------------------------------------------------------------
вырванное  сжигает,  долго  не  отводя  глаз  от  тлеющих  остатков.
сцена  меркнет.  
музыка.
-----------------------------------------------------------------

III

-----------------------------------------------------------------
Он  -  сидит,  опершись  одной  рукой  о  стол,  вертя  карандаш.  Медлительно,  вязко,  тягуче:
-----------------------------------------------------------------

Вот  ведь  -  мгновенность  слов...
Было  -  и  нет.  ничто.
Сыпать  с  высот  мостов
знаки  сквозь  решето,  -
прямо  в  поток  и  мглу
ссыпать,  столкнуть,  пустить,
высеять  тишину
в  реку  с  прозваньем  "быть"
ссыпать  песок  слогов
прямо  во  мглу,  в  поток
через  сплетенье  строк
высеять  знаки  слов

вытравить  знаки  слов

да  разнесёт  песок...

Да  заглушит  река,
да  разведёт  вода...

-----------------------------------------------------------------
брошен  карандаш.  голова  -  на  руки.  тишина.
-----------------------------------------------------------------

IV  

-----------------------------------------------------------------
пустота.  второй  -  уже  давно  на  сцене.  привычно  и  устало:
-----------------------------------------------------------------

...Слишком  всё  недописано...
слишком  многое  ещё  живо...
Невозможно  взорвать  себя  изнутри,
невозможно  умирать  самому...
Невозможно  закончить  слово.

Умри,  умри  в  каждом  слове  своём,  Гамлет!
Умри,  умри  в  каждом  звуке!
Должно  быть  воистину  дерзким,
чтобы  позволить  себе  не  увидеть,
удержаться  и  не  узнать
в  этой  россыпи  искр...

Умри,  умри,  Гамлет,  каждым  словом,
раз  уж  этого  
не  может  
никто  
другой.

-----------------------------------------------------------------
молча  уходит
-----------------------------------------------------------------

V  

-----------------------------------------------------------------
комната  неприветлива  как  никогда.  Он  -  разорвал  тени.  Вскочил  со  стула.  Торопливо,  взволнованно,  будто  решено  что-то  давнее,  что-то  тяжелое...  Беспокойно  срывается,  ходит  по  комнате.  звук  нарастает.
-----------------------------------------------------------------
Григ  "В  пещере  горного  короля"
Кончено.  Больше  ни  слова,  ни  звука,
только  усталость...  безликое  небо,
голосом  взорванный  воздух,  да  в  мутном
речка  с  прозванием  "быть"...  бледно,  блекло...

было  -  бессмысленно,  будет  -  забытое,  
жизнь  позатёрта  холодными  взглядами,
страхом  любовь  сведена  до  двоичного...

черное  -  невыносимо  размытое,  -
больше  не  выдержать.  в  белом  запятнаном
чёрным  -  всё  вымучано  безразличное...

слово  не  выпустить  -  жизнь  не  оборвана,
слишком  бессильно  озвучивать  слово.-
слишком  прозванием  "быть"  околдовано,
слишком  неполно  и  слишком  не  ново,-

Под  потолками  небес  всё  по-прежнему:
так  же  накурено,  так  же  завешено...
чудится  всё,  что  святое  привержено
звуку  неполному  -  ложному  -  грешному.
-----------------------------------------------------------------
уходит.  Музыка.
-----------------------------------------------------------------

VI

Il  y  a  peu  de  verre  aujourd`hui...
Emmanuel  Hocquard
-----------------------------------------------------------------
Он  -  почти  вбегает  на  сцену,  сжимая  в  руке  какой-то  обрывок  бумаги.  Взбудораженно  ходит  по  сцене,  выкрикивает  куда-то  в  пространство,  вверх:
-----------------------------------------------------------------

я  опять  говорил  с  тобой…  
За  кулисами  этого  безумного  мира,  
не  понимаем  никем,  
я  опять  говорил  с  тобой,  
я  опять  выбрасывал  в  пустоту  излишки  слов,  
рискуя  потерять-ся  в  зазеркалье  сознания,
рискуя  быть  потерянным  в  зазеркалье  твоих  смыслов.

-----------------------------------------------------------------
тихо  появляется  Второй  с  другого  края,  молча  стоит  на  грани  сцены,  руки  на  груди,  -  наблюдает
-----------------------------------------------------------------
Я  опять  говорил  с  тобой…  
Знаешь,  я  даже  начал  превозносить  безумие.
В  слове  сума-сшествие  нашёл  для  себя  что-то  особое.

Я  опять  говорил  с  тобой.
Строками,  
словами,
точками...
Вырисовывал  изгибами  линий  извечное  глухое  между-нами
сумбурный  разговор  двоих  я.
Знаешь,  я  и  не  понимаю,  зачем  делаю  это.
Наверное,  не  могу  без  этого.
Прости,  я  не  знаю,  зачем  разрываю  тебя  каждый  раз.
Не  знаю,  зачем  недописываю.
-----------------------------------------------------------------
второй  тихо  уходит
-----------------------------------------------------------------
Иначе  не-мо-гу.
Прости.

-----------------------------------------------------------------
уходит.  Музыка  
-----------------------------------------------------------------

VII

-----------------------------------------------------------------
Допустили  сцену.  Всё  тот  же  извечный  закулисный  полумрак.  Музыка.  Второй  с  каким-то  большим  мешком,  -  идет  к  столу.  Единым  движением  смахивает  всё  в  мешок.  Сцена  меркнет.  Финал.

адреса: https://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=1179
Рубрика: Стихи, которые не вошли в рубрику
дата надходження 26.04.2004
автор: a.shulgin