О НЕОБХОДИМОСТИ КРИТИКИ часть 1-я. ЧИТАТЬ ВСЕМ!

Муть  литератора...  АЛЕКСЕЙ  САМОЙЛОВ

Источник:  www.newlit.ru/~samoylov/3217.html  -  НОВАЯ  ЛИТЕРАТУРА

Критическая  статья


Вместо  преамбулы
Вообще,  изначально  эта  крошечная  исследовательская  работа  собиралась  назваться  «Путь  литератора»,  но  по  какой-то  неведомой  причине  её  автор  опечатался  в  названии.  «На  всё  чья-то  воля»,  –  подумал  автор  и  оставил  опечатанное  название.

Замысел  исследования  возник  после  того,  как  один  московский  самиздатовский  журнал  попросил  сварганить  что-нибудь  умное  на  тему  стёба.  А  поскольку  автор  никогда  ничего,  кроме  стёба,  не  варганил,  то  он  решил,  что  лучшим  стёбом  над  самим  собой  будет  полное  его  отсутствие.





Вместо  статьи
В  литературной  среде  ходит  байка:  «Каждый  писатель  в  жизни  обязан  сделать  три  вещи  –  построить  своих  негров,  завести  литагента  и  посадить  редактора».  Но  прежде  чем  достичь  таких  заоблачных  высот  популярности,  человеку  необходимо  сперва  стать  этим  самым  писателем.  Вот  о  том,  как  оно  случается,  автор  и  хочет  здесь  поведать.  Сразу  оговоримся,  что  речь  пойдёт  о  пути  литератора,  где  литератор  –  это  писатель  и/или  поэт,  как  кому  нравится.  И  вторая  оговорка:  исследование  носит  условный  характер,  ибо  не  выдвигает  никаких  абсолютных  определений  и  не  постулирует  никаких  зазевавшихся  убеждений.

Становление  литератора,  по  мнению  автора,  происходит  в  три  этапа:  ученичества,  ремесла  и  мастерства.


Этап  первый  –  ученичество.
Миновать  его  невозможно.  Этот  этап  начинается  с  того,  что  на  человека  обрушивается  некая  идея-содержание,  он  берёт  авторучку  и  начинает  лихорадочно  подыскивать  форму  для  закрепления  упавшей  идеи  на  бумаге.  Момент  появления  идеи  нельзя  предугадать,  и  случиться  он  может  с  любым  человеком  в  любом  возрасте.  Чаще  всего  первыми  найденными  формами  являются  стихи  или  небольшие  прозаические  миниатюры,  редко  кто  начинает  с  крупных  жанров  типа  романа  или  повести.

Форма  на  данном  этапе  не  имеет  для  начинающего  автора  никакого  значения,  потому  что  он  ещё  не  знает,  что  это  такое.  Он  учится  складывать  слова  в  предложения,  рифмовать  «любовь»  с  «забором»,  считать  количество  слогов  в  строчке,  открывать  и  вовремя  закрывать  кавычки.

При  этом  ценность  содержания  произведения  часто  завышается,  и  обычно  –  намного.  Это  –  очевидная  крайность,  в  которой  ученик  находит  спасение,  ибо  выплеснуть  наболевшее  на  бумаге  является  его  главной  мотивацией  для  творчества.

Второй  мотивацией  является  подражание,  то  есть  желание  писать  стихи,  как  Пушкин,  или  рассказы  –  как  Телегин.  Желание  это  обычно  неосознанно,  и  цель  подражания  –  стать  хотя  бы  на  минутку  таким  же  прекрасным  во  всех  смыслах  человеком,  как  выбранный  образец.  К  сожалению,  эта  мотивация  иногда  подменяет  собой  главную,  и  литератор  делает  первые  шаги  в  тупиковом  направлении.

Понятия  стиля  для  ученика  также  не  существует,  и  в  лучшем  случае  он  пытается  копировать  форму  любимого  литератора.  По  мнению  автора  статьи,  стиль  –  субстанция  настолько  тонкая,  что  почти  неуловимая,  и,  тем  не  менее,  она  сразу  чувствуется,  если  есть.

Стихи  ученика  корявы  по  форме,  примитивны  по  содержанию  и  наивны  в  своей  искренности.

Проза  ученика  чаще  получается  более  удобоваримой  и  интересной  вследствие  того,  что  пишущему  не  нужно  упихивать  своё  клокочущее  содержание  в  узкие  рамки  стихотворного  жанра.  Правда,  частенько  эта  проза  имеет  тривиальные  сюжеты  или  вовсе  бессюжетна,  и  в  её  создании  не  принимает  участие  фантазия  автора.

Талант  литератора  напрямую  связан  с  его  свободой,  и  на  этапе  ученичества  виден  только  хорошо  вооружённым  взглядом.  Зато  амбиции  ученика  играют  важнейшую  роль  в  определении  его  дальнейшего  пути.  И  поначалу  они  либо  непомерно  низки,  либо  непомерно  высоки  –  то  есть  гуляют  из  крайности  в  крайность,  иногда  подолгу  задерживаясь  в  одной  из  них.  За  напускным  кокетством  ученика  («Я  не  поэт»,  «Мои  стихи  –  никудышные»,  «Моя  писанина  никому  не  нужна»)  скрывается,  во-первых,  сильно  заниженная  самооценка,  а  во-вторых,  желание  как  минимум  одобрения  и  как  максимум  –  всеобщего  признания  и  известности.  Если  же  самооценка  завышена  («Я  что-то  пишу,  и  одно  это  ставит  меня  выше  вас»,  «Я  настоящий  и  искренний,  а  вы  все  заумные  рифмоплёты»),  то  это  ведёт  к  застопориванию  процесса  обучения  и  чревато  превращением  ученика  в  графомана.  К  тому  же,  начинающий  литератор  достаточно  серьёзно  относится  к  своим  первым  опытам  создания  произведений  (даже  если  он  пишет  юмористические  стихи  или  прозу),  причём  боится  этой  серьёзности  и  тщательно  маскирует  её  за  упомянутым  уже  кокетством.

Признание  для  ученика  крайне  важно  и  жизненно  необходимо.  Оно  становится  дополнительной  мотивацией  для  творчества  и  заключается  в  желании  ученика  обрести  понимание  со  стороны  –  как  его  опусов,  так  и  его  самого  –  как  личности  и  как  сущности.  Отказ  в  понимании  сильно  бьёт  по  его  самолюбию  и  причиняет  боль.  Принятие  помогает  ему  найти  среди  толпы  не  таких,  как  он,  родственную  душу.  На  способность  к  обучению  признание  не  влияет.  Непонятый  ученик  становится  злым  на  весь  мир  или  принимается  за  самоуничижение,  что  порождает  соответствующее  творчество.  Ученик,  нашедший  признание  –  обычно  среди  ему  подобных  –  становится  качественной  жилеткой  для  понимающих,  а  они  –  для  него.

Конструктивная  критика  ученику  не  нужна,  поскольку  он  ещё  не  созрел  для  неё  в  силу  невозможности  разобраться  со  своими  амбициями.  Он  ещё  не  способен  отличать  конструктивную  критику  от  деструктивной,  поэтому  если  его  критикуют  –  он  редко  прислушивается,  но  чаще  запирается  в  коконе  под  названием  «меня  опять  не  понимают».

Что  касается  деструктивной  критики,  то  она  огромным  потоком  обрушивается  на  неофита  со  стороны  циничных  ремесленников  и  озлобившихся  учеников.  И  те,  и  другие  –  сплошь  и  рядом  непонятые,  не  принятые,  притворяющиеся  и  несчастные.  Они  жаждут  смешать  с  грязью  любого,  лишь  бы  ещё  на  чуть-чуть  надуть  своё  и  так  непомерно  раздутое  эго.  Ясно,  что  деструктивная  критика  способна  уничтожить  те  робкие  ростки  созидания,  что  только  начали  пробиваться  сквозь  толщу  страха  одиночества  и  комплекса  неполноценности,  которые  всегда  присутствуют  у  начинающего  автора.

Длительность  этапа  ученичества  может  быть  очень  большой.  Если  этот  этап  затягивается  во  времени,  ученик  становится  графоманом  –  человеком,  чей  духовный  и  личностный  рост  забуксовал  в  колее  амбиций  и  заблуждений.  Как  долго  автор  будет  находиться  в  учениках,  зависит  от  множества  факторов.  На  начинающего  творца  могут  повлиять  знакомство  с  мастером  или  талантливым  ремесленником,  шокирующие  жизненные  события,  формирование  шкалы  жизненных  ценностей,  в  которой  творчество  иногда  выходит  на  первое  место,  а  иногда  вообще  заменяется  какой-нибудь  другой  ценностью  или,  что,  конечно,  хуже  –  её  суррогатом.

Творчество  ученика  легко  идентифицируется  как  таковое.  Оно  может  быть  наивным  и  светлым,  а  может  быть  злым  и  жестоким.  Графомания  же  скучна,  занудна  и  бессмысленна,  часто  имеет  привкус  пошлости  или  брутального  цинизма.  Позитив  ученика  нуждается  в  одобрении  и  принятии,  негатив  ученика  нуждается  в  сочувствии  и  пародировании.

Пример  стихотворения,  написанного  учеником:

Луна  уже  покинула  утёсы,
Прозрачным  море  золотом  полно,
И  пьют  друзья  на  лодке  остроносой,
Не  торопясь,  горячее  вино.


Смотря,  как  тучи  легкие  проходят
Сквозь  лунный  столб,  что  в  море  отражён,
Одни  из  них  мечтательно  находят,
Что  это  поезд  богдыханских  жён;


Другие  верят  —  это  к  рощам  рая
Уходят  тени  набожных  людей;
А  третьи  с  ними  спорят,  утверждая,
Что  это  караваны  лебедей.

********ПРОДОЛЖЕНИЕ  СЛЕДУЕТ  !

адреса: https://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=108658
Рубрика: Стихи, которые не вошли в рубрику
дата надходження 21.12.2008
автор: miroshnik