Об Изабелле Уитни



Биографическая  статья  из  моего  сборника:  И  музы,  и  творцы.  Несколько  поэтесс  эпохи  европейского  Возрождения  /  сост.  и  пер.  Валентины  Ржевской.  2-е  изд.,  доп.  –  Одесса  :  «Фенікс»,  2021.  С.  32-35.


Изабелла  Уитни


(годы  жизни  неизвестны,  публиковалась  в  период  1567–1573)


Изабеллу  Уитни  называют  первой  профессиональной  поэтессой  в  истории  английской  литературы  или,  по  крайней  мере,  первой  в  истории  английской  литературы  женщиной,  опубликовавшей  светскую  поэзию12.  О  жизни  ее  известно  с  достоверностью  лишь  то,  что  она  опубликовала  два  сборника  стихов  в  1567  и  1573  гг.  Первый  сборник,  видимо,  был  коллективным  сборником,  в  котором  она  участвовала:  два  стихотворения  в  нем  подписаны  инициалами  Is.  W.  Выводы  о  жизни  и  личности  Изабеллы  можно  делать,  толкуя  ее  стихи.  Но  делать  предположения  о  личности  автора  на  основании  его  художественных  произведений  –  увлекательное  занятие,  требующее  строгой  оговорки:  выводы  не  будут  безупречны,  так  как  автор  может  фантазировать.  Фантазий  автора  даже  следует  ожидать.  Однако  именно  тот  образ,  который  им  создан,  прежде  всего  воспримет  читатель.


Произведения  подсказывают,  что  Изабелла  Уитни  принадлежала  к  мелкому  дворянству  и  находилась  на  службе  в  Лондоне  в  1560-е  гг.  По-видимому,  она  служила  у  более  знатной  дамы,  как  было  принято;  по-видимому,  однажды  лишилась  этой  службы.  Также  судя  по  стихам,  Изабелла  нуждалась  в  деньгах  и  не  могла  похвастаться  крепким  здоровьем.  Однажды  она  уехала  из  Лондона.  В  то  время,  как  были  написаны  ее  изданные  стихи,  она  не  была  замужем  –  может  быть,  у  нее  был  неудачный  роман  (это,  опять  же,  то,  что  стихи  позволяют  и  даже  побуждают  вообразить).  Она  считала,  что  может  заниматься  литературной  деятельностью  лишь  до  тех  пор,  пока  не  выйдет  замуж  и  не  погрузится  в  следующие  из  этого  заботы.  У  нее  было  также  по  крайней  мере  три  сестры  и  два  брата,  которым  она  адресовала  письма  в  стихах.


Предполагают,  что  Изабелла  была  младшей  сестрой  Джеффри  Уитни  (ок.  1546  –  ок.  1601)  родом  из  Чешира,  опубликовавшего  в  1586  г.  книгу  «Выбор  эмблем»  ('The  Choice  of  Emblems').  В  завещании  Джеффри  не  упомянута  сестра  по  имени  Изабелла:  или  Джеффри  ее  пережил,  или  она  вышла  замуж  и  упоминается  в  завещании  брата  под  своей  новой  фамилией.


Первый  сборник,  где  опубликованы  произведения  Изабеллы,  –  «Копия  письма,  недавно  написанного  в  стихах  молодой  благородной  дамой  ее  неверному  любовнику.  С  предупреждением  всем  молодым  благородным  дамам  и  просто  девушкам  опасаться  мужской  лести.  Сочинение  Из.  У.  Дополнено  любовным  письмом  молодого  человека,  наивернейшего  в  любви,  непостоянной  и  вероломной  девице»  ('The  Copy  of  a  letter,  lately  written  in  meeter,  by  a  yonge  Gentilwoman:  to  her  unconstant  Lover,  With  an  Admonition  to  al  yong  Gentilwomen,  and  to  all  other  Mayds  in  general  to  beware  of  menns  flattery.  By  Is.  W.  Newly  ioyned  to  a  Loveletter  sent  by  a  Bacheler,  (a  most  faithfull  Lover)  to  an  unconstant  and  faithles  Mayden').  Изабелла  признана  автором  двух  стихотворений,  опубликованных  в  этом  сборнике.  Одно  –  письмо  к  возлюбленному,  который  женится  на  другой.  Лирическая  героиня  его  не  без  труда  прощает  и  желает  ему  обрести  невесту,  сочетающую  в  себе  всяческие  достоинства.  Другое  стихотворение  –  то  самое  предупреждение  девушкам  и  женщинам,  что  мужчина,  объясняющийся  им  в  любви,  может  быть  неискренен.  Чтобы  избежать  страданий,  его  следует  испытать.  (Мысли  этих  стихов  можно  противопоставить  мысль  знаменитой  баллады  Фридриха  Шиллера  «Перчатка»:  если  возлюбленная  испытывает  –  значит,  она  не  любит).  Хотя  название  «копия  письма»  как  будто  располагает  читателя  поверить,  что  стихи  вдохновила  подлинная  история,  здесь  сказалось  и  влияние  великого  поэта  Древнего  Рима  Публия  Овидия  Назона  (43  г.  до  н.э.  –  17/18  г.  н.э.),  певца  любви  и  затем  изгнанника.  В  «Копии  письма»  заметно  знакомство  с  поэмой  Овидия  «Героиды»,  где  героини  античной  мифологии  пишут  письма  мужьям  и  возлюбленным.  «Предупреждение»  прямо  содержит  ссылку  на  поэму  Овидия  «Искусство  любви»:  вот  где  учат,  как  обманывать  доверчивых...  Два  последних  стихотворения  в  сборнике  –  конечно,  мужские  жалобы  на  женскую  неверность.

Другой  сборник  Изабеллы  Уитни  –  «Милый  букетик,  или  симпатичное  собрание,  содержащее  сто  десять  философических  цветов»  ('A  Sweet  Nosegay,  Or  pleasant  Posye:  contayning  a  hundred  and  ten  Phylosophicall  Flowers').  Сто  десять  цветов  –  это  сто  десять  четверостиший,  афоризмов  в  стихотворной  форме.  В  сборник  «Милый  букетик»  вошли  также  письма  автора  в  стихах  родственникам  и  друзьям,  а  также  три  ответа  на  эти  письма.  Сюда  вошло  и  наиболее  знаменитое  произведение  Изабеллы  Уитни  –  ее  поэма  «Завещание  Лондону»  ('The  Manner  of  Her  Will,  and  What  She  Left  to  London').


Сюжет  этой  городской  поэмы  строится  на  двузначности  выражения  «я  оставляю»  –  «я  расстаюсь»  и  «я  отдаю  по  завещанию».  Лирическая  героиня,  собираясь  расстаться  с  Лондоном,  осматривает  его  на  прощанье  и  завещает  разным  объектам  в  нем  то,  что  там  и  так  есть,  а  некоторым  лицам  в  нем  –  то,  что  у  них  уже  есть,  либо  то,  что  им  хотелось  бы  получить.  Долго  рассказывает,  где  какие  покупки  можно  сделать;  затем  переходит  к  перечислению  тюрем,  на  основании  чего  предполагают,  что  Изабелла  опасалась  попасть  в  тюрьму  за  долги;  упоминает  и  другие  пункты.  Все  вместе  складывается  в  длинное,  но  живое  описание  Лондона  второй  половины  XVI  в.  Авторский  юмор  поэмы  временами  –  грубый,  временами  –  грустный.  Голос  автора  звучит  как  голос  человека,  который  долго  шутит,  потому  что  опечален.  Лирическая  героиня  еще  и  представляет  себе  Лондон  как  возлюбленного,  с  которым  расстается.  Она  желает  ему  счастья,  хотя  признает,  что  он  не  раз  огорчил  ее.


К  сожалению,  нельзя  с  уверенностью  сказать,  была  ли  чьей-нибудь  музой  Изабелла  Уитни,  но,  должно  быть,  ее  музой  был  Лондон.  И,  может  быть,  теперь  она  –  одна  из  его  муз.

12  Isabella  Whitney  on  False  Lovers.  Female  &  Male  Voices  in  Early  Modern  England.  An  Anthology  of  Renaissance  Writing  /  edited  by  Betty  S.  Travitsky  and  Anne  Lake  Prescott.  New  York:  Columbia  University  Press,  2000.  P.  357.

адреса: https://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=1037198
Рубрика: Лирика любви
дата надходження 07.04.2025
автор: Валентина Ржевская