Две картинки из киевского метро 90-х 1. Кобзарь. Проза

Две  картинки  из  киевского  метро  90-х

1.Кобзарь

В  переходе  между  двумя  центральными  станциями  киевского  метро  еще  несколько  лет  назад  замечали  старинного  музыканта.
Вот  как  это  бывало.
Объявлена  станция.  Размыкаются  двери,  и  по  двое  –  по  четверо  пассажиров  высыпаются  из  каждого  вагона  на  освещенный  белыми  лампами  перрон.  Огибают  стены,  по  которым  вьются  глазастые,  распахнутые  или  мечтательно  сомкнутые  цветы:  узоры  из  цветов  впечатаны  в  станционные  пилоны.  Из  основного  зала  на  пересадку  ведет  арка  с  лестницей,  и  в  нее,  ступень  за  ступенью,  забирается,  с  шорохом  и  кашлями,  волнующееся  многоголовое  полотно  проезжающих.
Переход  –  широкий  и  наполненный  ярким  светом  коридор  с  закругленным  потолком.  По  нему  движутся  все  в  одну  сторону,  без  встречи  и  возврата.  Торговля  здесь  мелкая,  и  уже  в  самом  начале  коридора  слышен  одинокий  мужской  голос.  Он  что-то  говорит  громко  и  с  возвышающейся  интонацией.  Не  то  декламирует,  не  то  заклинает,  не  то  причитает.
Чем  ближе,  тем  голос  делается  бодрее.  В  его  одиночестве  не  слышно,  кажется,  ничего  устрашающего  –  не  так,  как  у  сумасшедших,  которые  вещают  всем  и  никому.  Еще  ближе  –  звенят  струны.  А-а,  это  кобзарь…
Спиной  к  стене  на  низком  стульчике  сидит  широкоплечий  старик.  Единичные  любопытные  взгляды  на  долю  минуты  цепляются  за  него  и,  словно  отталкиваясь  от  него,  отпускают.  В  холодное  время  на  нем  серое  длинное  пальто  и  мохнатая  шапка.  Когда  тепло  –  ухоженный  черный  костюм;  поверх  черного  светят  белые  с  красным  язычки  –  краешки  воротника  густо  вышитой  рубахи.  На  коленях  его  –  бандура:  половина  огромного  зерна,  пустившего  кверху  загнутый  росток  –  шейку  с  грифом.  Звучит  высокими  всплесками  и  глубокими  низами,  как  будто  горстки  брызг  от  руки  или  от  весла,  умножающих  солнце,  нарушают  светлую  гладь  воды  с  долгими  темными  отражениями  деревьев.  (Была  ли  у  него  коробка  или  банка  для  денег?  Ей  полагалось  быть).  Смуглое  лицо  в  глубоких  струящихся  морщинах  обращено  поверх  бандуры  и  текущих  мимо  людей.  Глаза  –  обжигающие  орехи.
Песня,  издалека  звучащая  унылым  заклинанием,  вблизи  изменилась.  Теперь  это  плясовая.  Что-то  радостное,  удалая,  довольная  собой  слава  идет  вприпрыжку,  и  припев  про  вареники.  Если  и  не  весело,  то  забавно,  тем  более,  что  голос  у  старого  кобзаря  –  не  очень.  Раньше  явно  был  замечательный:  сильный,  но  мягкий,  не  гордящийся  силой.  Сейчас  –  оглушился,  треснул  и  стал  как  сухой  стебель.
Около  места,  где  сидит  кобзарь,  пол  коридора  делает  незаметный  наклон.  Как  раз  тогда,  когда  можно  разобрать  слова  песни  –  одну  строчку  –  шаги  прохожих  поневоле  убыстряются.  У  каждого,  кто  идет  по  переходу,  шаги  делаются  быстрее  и  попадают  в  ногу,  и  сложившиеся  на  ходу  в  толпе  волны  вытягиваются  молниями  –  резкими  направленными  вперед  зигзагами.  От  шаркания  ног,  совпадающего  топота,  шуршания  одежды  в  переходе  мерещится  больше  людей,  чем  есть  на  самом  деле,  словно  их  общее  отражение  в  звуках  плывет  за  ними  под  сводом.
Это  почти  дождь,  катящиеся  капли.  Всякий  знает,  что  идет  сам  по  себе,  потому  что  на  склоне  нельзя  не  руководить  своим  шагом  и  не  удерживать  его  от  бега.  Но  напор  сзади  нигде  не  ощутим  так,  как  здесь.  Всех  сразу  нечаянное  образовавшееся  единство,  обгоняя  мысли,  сносит  к  концу  коридора,  где  поворот  налево,  где  очередная  арка  просеет  и  выпустит  их.

21.06.05  

адреса: https://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=1031316
Рубрика: Лирика любви
дата надходження 22.01.2025
автор: Валентина Ржевская