Википедия: Понятие «общество» предполагает осознание объективных закономерностей коллективной жизни людей. Уже в древности были осознаны все главные проблемы в понимании сущности общества:
насколько общество отличается от природы (одни мыслители вообще стирали грань между обществом и природой, другие же абсолютизировали различия между ними);
каково соотношение коллективного и индивидуального начал в жизни общества (одни трактовали общество как сумму индивидов, а другие, напротив, рассматривали общество как самодовлеющую целостность);
как сочетаются в развитии общества конфликт и солидарность (одни считают двигателем развития общества его внутренние противоречия, другие – стремление к гармонии интересов);
как изменяется общество (наблюдается ли совершенствование, прогресс, или общество развивается циклически).
Попробую проанализировать один из пунктов.(предпоследний)
я считаю внутренние противоречия двигателем развития общества как стремления к гармонии в целом. обосную:
развитие - это стремление к переходу в новое качество. минимум- стремление к к-либо улучшению. для того, чтоб появилось это стремление, должно быть в начале осознание и детальный анализ нынешней ситуации в целом. затем-желание, после - стремление, к-рое предполагает определённой направленности действия.
для анализа необходимо выяснить все плюсы и минусы, проследить их изменение, пропорции и вывести возможную закономерность развития без вмешательства и стремления к изменению. это и будет являться стимулом для желания. далее цепочку объяснила.
любое желание, стремление, встречает на своём пути противоречия. в психологическом аспекте это поможно объяснить наличием условных 4 темпераментов, (сейчас модно говорить -социотипов). если разделить условно людей на консерваторов, революционеров и нейтралов, то мне кажется, что в данное время процентное превосходство будет за революционерами, т.к. скорость жизни очень сильно увеличивается с каждым столетием. и только революционеры могут выжить, приспособиться, к новому течению времени, и они могут не бежать за его утеканием.что касается остальных: либо консерваторы вообще останутся на месте, законсервируются в другом временном счёте, либо их, как и нейтралов (нейтралов в 1 очередь), захлестнёт последней волной, к-рая обычно смывает остатки, и понесёт вслед за далеко бегущими по гребням волн революционерами.
всё зависит от уровня общества, в котором находится человек. поэтому следует различать по временнОму пространству и скорости общества городов и дальних деревень.
соответственно, в деревнях и будет процентное превосходство консерваторов над революционерами. революционеры же, даже не слишком радикальные, не находя себе должной поддержки в окружении, будут стремиться к более соответствующему им обществу и временному течению. хотя бы для того, чтоб понять, революционеры они вовсе , или более консерваторы.
нейтралы, как известно, лишь балансируют между кардинальными противоположностями взглядов револ. и консерваторов.
в человеке заложено изначально стремление к гармонии, к своеобразной симметрии с окружающим миром. гармоничными в этих трёх типах людей можно лишь условно обозначить нейтралов. но будет ли нейтральная позиция гармонией? это, скорее, стремление избежать противоречий или просто отстранение от ситуации в виду безинтересности её для данной категории людей.
что касается революционеров и консерваторов- в этих категориях изначально заложено противоречие. (в глобальном смысле все революционеры и все консерваторы).
но! внутри сообщества революционеров есть свои революционеры и свои консерваторы. поэтому, противоречия неизбежны. ещё одно: революционеры могут (и чаще всего имеют) различную направленность своих поисков развития. она может быть кардинально противоположной. (обратимся к музыке- начало 20 века - расширение ресурсов тональности и т.н.атональность,серийность; углубление понимание темперированого строя или использование других шкал - четвертитоновой и мельче.). и от этого одни революционеры будут считать других революционеров (к-рые просто используют другие ресурсы, идут по другим путям развития) консерваторами. это ещё противоречие.
стало быть, противоречие - двигатель общего прогресса?
в самом противоречии заложено стремление к гармонии. противоречий много, они есть во всём мире и во всех сферах. соответственно, можно говорить о мировом противоречии. (не говоря уже о различных мировоззрениях, миропониманиях и т.п.). т.е., мы все находимся в общем противоречии. это противоречие и может быть гармонией как балансом между разными противоречиями. (не говоря уже о внутренних человеческих противоречиях, о выборах,- сама категория выбора противоречива в своей сущности.). т.е., ещё раз, мы-противоречия, стремимся войти, органично влиться во всеобщее, мировое противоречие для того,чтоб достичь гармонии на каком-то этапе (т.е., революционеры ,к-рые входят в революционное общество/сообщество и достигают гармонии внутри себя,-обретают понимание и единомышленников.).
что касается солидарности, то она тоже необходима. как на уровне нейтралов как общественной группы, так и на уровне и революционеров, и консерваторов. (к примеру, если кто-либо начинает поддерживать революционера- последний начинает активнее действовать, у него добавляется сил за счёт другого). но, как известно из истории, так было не всегда. иногда революционеров признавали постфактум, или вообще посмертно. увы. или к счастью. у революционеров без поддержки силы жизненные иссякают быстрее,т.к. они все идут на преодоление противоречий внутри между убеждениями и традициями общества извне. ещё очень важна в революционерах сила, твёрдость убеждений и развитие их. но не приспособление, конечно же.
соответственно, внутренние противоречия (как внутри самого человека, так внутри общественной группы, так и внутри всего глобального общества)- двигатель развития общества как стремления к гармонии в целом (гармонию эту можно ещё наделить понятием аккорда - согласованности, когда одни согласно развиваются, другие - стоят на месте, создавая равновесие, баланс. т.к. если бы все и всё развивалось в одном темпе - это нельзя бы было назвать прогрессом,-это бы была определённая закономерность, даже не развитие, а статичность движения.).
ID:
255194
Рубрика: Проза
дата надходження: 21.04.2011 09:55:41
© дата внесення змiн: 21.04.2011 09:55:41
автор: Real_Princess
Вкажіть причину вашої скарги
|